МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецсеминар "Практика медиаисследования"

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_ЖТиММР-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 183
контроль 13
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2
курсовая работа: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 18 18 2 2 20 20
Сам. работа 86 86 97 97 183 183
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.;д.филол.н., профессор, Лукашевич Е.В.;д.ф.н., профессор, Мансурова В.Д.;д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Спецсеминар "Практика медиаисследования"

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развитие научно-исследовательских, журналистских авторских способностей и приобретение знаний магистрантами в области актуальной проблематики исследования теории и практики журналистской деятельности, а также повышение эффективности самостоятельной научно-исследовательской работы, необходимой для успешной подготовки магистерской диссертации, для развития и закрепления навыков аналитической работы с медиаресурсами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ПК-1 Способен проводить научное исследование в сфере журналистики и медиа на основе самостоятельно разработанной или адаптированной методологии и методики
ПК-2 Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления и школы научных исследований в сфере журналистики и медиа; необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы
3.2.Уметь:
3.2.1.определять поле исследования, разрабатывать или адаптировать методологию, собирать и анализировать информацию, применяя избранную методику, и формулировать полученные результаты; осуществлять регулярный мониторинг тем и проблем информационной повестки дня; формировать круг героев, свидетелей, экспертов для создания журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности и изучает полученные сведения; анализировать релевантную информацию из доступных документальных источников; определять круг задач по разработке и реализации проекта в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; выявлять слабые и сильные стороны проекта, соответствие проекта информационной политике СМИ для осуществления профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками формирования научного текста в соответствии с академическими правилами и форматами; навыками контроля достоверности и полноты полученной информации, систематизации фактов и мнений; навыками разработки оригинальных творческих решений; навыками подготовки публикаций журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа; имеет практический опыт участия в проектной деятельности и/или управления проектом на разных этапах его жизненного цикла в соответствии с избранными видами профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выбор темы исследования. Теоретическая база
1.1. Предмет и задачи дисциплины. Основные требования, предъявляемые к научному исследованию и творческой работе. Требования к курсовой работе и магистерской диссертации Лабораторные 1 2 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Выбор темы и обоснование актуальности научного исследования. Лабораторные 1 2 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Работа с учебной и справочной литературой. Конспектирование научных источников Сам. работа 1 7 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Определение объекта и предмета медиаисследования. Лабораторные 1 4 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Теоретическая база исследования: методология и методы исследования Сам. работа 1 6 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет Сам. работа 1 4 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Анализ учебной и методической литературы по теме исследования. Законспектируйте источники Сам. работа 1 10 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Планирование научного исследования Лабораторные 1 2 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. План работы над медиаисследованием Сам. работа 1 4 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Эмпирическая база для медиаисследований. Пилотный проект Сам. работа 1 6 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Выступления с сообщением по основным пунктам введения к медиаисследованию на семинаре. Их анализ Лабораторные 1 8 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Индивидуальные консультации Сам. работа 1 10 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Этапы медиаисследования. Работа с эмпирическим материалом. Логика процедуры исследования Сам. работа 1 14 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Подготовка чернового варианта теоретической части курсовой работы Сам. работа 1 25 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Определение эмпирической базы исследования. Оформление результатов первого этапа исследования
2.1. Эмпирическая база и ее спецификация для магистерских диссертаций по журналистике. Сам. работа 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет. Подготовка сообщения с обоснованием методов работы с эмпирической базой исследования. Подготовка научного исследования: план-график анализа эмпирического материала Сам. работа 2 10 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Обоснование методов исследования. Общенаучные, частно-научные, специальные методы исследования применительно к теме ВКР магистра Сам. работа 2 2 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Анализ эмпирического материала в соответствии с утвержденной методикой Сам. работа 2 8 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Реферирование научных источников, правила научного цитирования и оформления ссылок на источники информации Сам. работа 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Новые аспекты исследования Сам. работа 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Этапы научного исследования. Работа с эмпирическим материалом. Логика процедуры исследования. Результаты промежуточных этапов исследования, формирование доказательной базы исследования Сам. работа 2 6 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Итоговый вариант курсовой работы Сам. работа 2 14 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Научная статья как жанр научного сочинения.Доклад на научной конференции. Специфика презентации научных результатов. Сам. работа 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Публичная защита курсовой работы на занятии Лабораторные 2 2 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Завершающий этап работы над медиаисследованием
3.1. Особенности завершающего этапа исследования, оформление его результатов, подготовка к их верификации и проверка. Индивидуальные консультации Сам. работа 2 12 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Анализ полученных результатов исследовательской и практико-ориентированной работы Сам. работа 2 2 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Проблемные зоны исследования, корректировка исходных установок и гипотез медиаисследования Сам. работа 2 8 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Доклады и тексты статей / тезисов для участия в научных конференциях Сам. работа 2 10 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Интеграция теоретических и практических результатов работы в семинаре. Выступления студентов с докладами, их анализ в группе. Сам. работа 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Выявление «белых пятен» исследовательского процесса и оформление перспектив доработки магистерской диссертации в период преддипломной практики Сам. работа 2 5 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калмыков, А. А. Интернет-журналистика : учеб. пособие для вузов ЮНИТИ-[ДАНА], 2005
Л1.2 Вылегжанина, А.О. Организационный инструментарий управления проектом : Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275276
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алексеева А. О. Интернет – СМИ: теория и практика : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Сотникова, Ольга Павловна Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение