МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецсеминар "Практика медиаисследования"

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 184
контроль 8
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2
курсовая работа: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 92 92 92 92 184 184
Часы на контроль 4 4 4 4 8 8
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Мансурова В.Д.;д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.;д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.;д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Спецсеминар "Практика медиаисследования"

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель спецсеминара – развитие творческих способностей и приобретение знаний магистрантами в области актуальной проблематики исследования теории и практики журналистской деятельности, а также повышение эффективности самостоятельной научно-исследовательской работы, необходимой для успешной подготовки магистерской диссертации, для развития и закрепления навыков аналитической работы с медиаресурсами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 готовность к самостоятельному проведению научного медиаисследования, выполнению всех необходимых его этапов, способность выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области
ПК-2 готовность выполнять различные виды редакционой работы с целью создания медийных проектов повышенной сложности
ПК-7 способность осуществлять разработку концепции медиапроекта на базе знания современных принципов и методов медиапроектирования и медиамоделирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления медиаисследований по проблемам теории и практики журналистики, подходы к определению актуальной проблемы собственного медиаисследования, методику выбора способов и методов медиаисследования; соответствующие методологические направления и конкретные наиболее востребованные методы, применяемые в сфере медиаисследований; основы создания медийных проектов повышенной сложности; теоретические основы постановки проектных задач и реализации всех этапов проектирования для творческих коллективов, процедуры выработки и обсуждения идей, применяемых в медиапроектировании.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать самостоятельную работу по реферированию и анализу научной литературы; организовать проведение эмпирического исследования, выбрать актуальную тему для научного доклада и научной статьи; ставить исследовательские задачи, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области; формулировать цели и задачи, разрабатывать и реализовывать план медиаисследования; анализировать проекты различного типа, представленные в медиапространстве; выявлять наиболее эффективные способы медиамоделирования, осуществлять их синтез в применении к созданию собственного медиаисследования; ставить проектные задачи для творческих коллективов, распределять задачи между творческими работниками и оценивать их деятельность.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками планирования и организации самостоятельного научного медиаисследования, подготовки научного доклада, сообщения на семинаре, презентации научного сообщения; методами создания новых медиапродуктов, процедурами выработки социально-значимых идей и их воплощениея в форме медиаисследования; общередакционными навыками в применении к анализу и созданию мультимедиапроектов; навыками в области творческой разработки медиапродуктов. и творческой разработки медиапродуктов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выбор темы исследования. Теоретическая база
1.1. Выбор темы и обоснование актуальности научного исследования. Определение объекта и предмета исследования Практические 1 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. План работы над медиаисследованием Сам. работа 1 6 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Теоретическая база исследования: методология и методы исследования. Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет Практические 1 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Анализ учебной и справочной литературы по проблеме медиаисследования Сам. работа 1 20 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Подготовка сообщений по обоснованию темы и методов исследования Сам. работа 1 20 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Определение эмпирической базы для медиаисследования и выполнение пилотного проекта Сам. работа 1 14 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Планирование научного исследования Практические 1 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Этапы медиаисследования. Работа с эмпирическим материалом. Логика процедуры исследования Сам. работа 1 12 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Эмпирическая база исследования. Проблема выборки и обоснование репрезентативности результатов исследования Практические 1 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Обоснование методов исследования. Общенаучные, частно-научные, специальные методы исследования применительно к теме ВКР магистра Практические 1 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Подготовка чернового варианта теоретической части курсовой работы Сам. работа 1 20
1.12. Выступления с сообщением по основным пунктам проведенного медиаисследования на семинаре. Их анализ Практические 1 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Работа с научной литературой, ресурсами Интернет
2.1. Реферирование научных источников, правила научного цитирования и оформления ссылок на источники информации Практические 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Подготовка научной литературы по журналистике, медиакоммуникации и т.п. Конспектирование основных требований к форме, стилю изложения и лексике научного стиля Сам. работа 2 20 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Анализ эмпирического материала в соответствии с утвержденной методикой Сам. работа 2 10 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Этапы научного исследования. Работа с эмпирическим материалом Практические 2 4 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Определение новых аспектов исследования Сам. работа 2 11 ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Анализ полученных результатов исследовательской и практико-ориентированной работы Сам. работа 2 10 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Определение проблемных зон, корректировка исходных установок и гипотезы медиаисследования Сам. работа 2 16 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Завершающий этап работы над медиаисследованием
3.1. Особенности завершающего этапа исследования, оформление его результатов, подготовка к их верификации и проверка Практические 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Подготовка докладов и текстов статей / тезисов для участия в научных конференциях Сам. работа 2 15 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Оформление результатов в соответствии с требованиями, подготовка итогового варианта курсовой работы; подготовка доклада и презентации результатов медиаисследования для защиты Сам. работа 2 10 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Выявление «белых пятен» исследовательского процесса и оформление перспектив доработки в период преддипломной практики Практические 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Публичная защита курсовой работы на семинаре Практические 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Зачет 2 4 ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калмыков, А. А. Интернет-журналистика : учеб. пособие для вузов ЮНИТИ-[ДАНА], 2005
Л1.2 Вылегжанина, А.О. Организационный инструментарий управления проектом : Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275276
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алексеева А. О. Интернет – СМИ: теория и практика : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Сотникова, Ольга Павловна Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение