МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Тишкин А.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.07.2016г. №788)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение основ этики и этикета в современном обществе с учетом профессиональной ориентации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы регулирования профессиональной деятельности в соответствии с нравственными основами социума
3.2.Уметь:
3.2.1.Работать в коллективе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами создания благоприятной нравственной атмосферой в коллективе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этика как наука и явление духовной культуры
1.1. Введение. Цель и задачи дисциплины. Этика как наука и явление духовной кудьтуры Лекции 1 2 ОК-6 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Этика как наука и явление духовной культуры Сам. работа 1 6 ОК-6 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Профессиональная этика и профессиональная культура сотрудников музеев
2.1. Соотношение понятий профессиональная этика и профессиональная культура Сам. работа 1 6 ОК-6 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Специфичность содержания и форм моральных требований в различных профессиях. Основные формы профессиональной этики представителей профессий, объектом труда которых является человек Сам. работа 1 6 ОК-6 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.3
2.3. Назначение и основные принципы профессиональной этики. Профессиональные кодексы как как способы закрепления стандартов поведения Сам. работа 1 6 ОК-6 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.3
2.4. Этические аспекты профессиональной деятельности Практические 1 2 ОК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.5. Этические проблемы в работы с различными категориями посетителей музеев Сам. работа 1 6 ОК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.6. Этические проблемы в работы с различными категориями посетителей музеев Практические 1 2 ОК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.7. Управление конфликтом в профессиональной сфере Сам. работа 1 12 ОК-6 Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Функциональная характеристика делового и профессионального общения Сам. работа 1 12 ОК-6 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Этикет как социальное явление Сам. работа 1 10 ОК-6 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.10. Корпоративный этикет: понятие и основные принципы Сам. работа 1 12 ОК-6 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.11. Требования современного этикета Сам. работа 1 10 ОК-6 Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.12. Национальные особенности делового общения Сам. работа 1 12 ОК-6 Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы к зачетному занятию
1. Этика как наука и явление духовной культуры.
2. Взаимосвязь этикета и этики как нормативной науки.
3. Задачи этикета: правовой и нравственный аспект.
4. Современный этикет. Принципы, нормы и назначения современного этикета.
5. Культура профессионального и делового общения.
6.. Основные группы качеств работника, необходимые для эффективного профессионального и делового общения.
7. Назначение и основные принципы профессиональной этики. Профессиональные кодексы как способы закрепления стандартов поведения.
8. Функции профессиональной этики. Этика служебных взаимоотношений.
9. Деловой этикет: принципы, правила, нормы.
10. Культура речи и речевой этикет в деловом общении.
11. Профессиональное и деловое общение: функциональная характеристика.
12. Понятие и функции корпоративной культуры.
13. Система ценностей, определяющая основу корпоративной культуры.
14. Корпоративный этикет.
15. Конфликтная ситуация: стратегия поведения, возможности управления, предупреждение и средства предотвращения.
16. Общая характеристика поведения и деловых качеств представителей различных культур.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ
Специфичность содержания и форм моральных требований в различных профессиях. Основные формы профессиональной этики представителей профессий, объектом труда которых является человек.
Назначение и основные принципы профессиональной этики. Профессиональные кодексы как способы закрепления стандартов поведения.
Управление конфликтом в профессиональной сфере.
Функциональная характеристика делового и профессионального общения.
Этикет как социальное явление.
Корпоративный этикет: понятие и основные принципы.
Требования современного этикета.
Национальные особенности делового общения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические занятия

Тема: Этические аспекты профессиональной деятельностиПлан
1. Особенности профессии экскурсовода.
2. Личность экскурсовода. Умения и навыки.
3. Речь и внеречевые средства общения. Контакт экскурсовода с группой.

Литература
Бредюк А. Экскурсовод: горизонты профессии // Музей. 2017. № 3. С. 60-62.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. учебник. М.,2007. С. 179 - 214.
Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учеб. пособие. М.; Ростов н/Д, 2007. С. 106-119.
Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности. М; СПб, 2007 С. 18 - 30.
Седова Н.А. Культурно-просветительный туризм: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2004. 69-76.
Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учеб. пособие (Сер.: Туризм и сервис). М.; Ростов н/Д., 2005. 308 с.
Скобельцына А.С., Шарухин А.П. Технология и организация экскурсионных услуг: учеб. пособие. М., 2006. 192 с.
Отповедь на исповедь // Музей. 2009.№8. С. 52.
Чебыкина Л. Исповедь бывшего экскурсовода // Музей. 2009. №6. С. 29-31.
Чекоданова К. Музейная лошадка по кличке Экскурсовод // Музей. 2009. №8. С. 46-47.
Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории: учеб. пособие. М.: РУДH, 2012. 288 с.
Корягина Н.А., Антонова Н.В., Овсянникова С.В. Психология общения: Учебник и практикум. М.: Издательство Юрайт, 2017. 437 с.
Этический кодекс ИКОМ для музее http://icom.museum/fileadmin/user_upload/pdf/publications/code_russia2013.pdf
Кодекс этики музейных работников http://www.mgomz.ru/wp-content/uploads/2016/06/Kodeks-e%60tiki.pdf


Тема: Этические проблемы в работе с различными категориями посетителей музеев
План
1.Работа с детской аудиторией. Студенты в музее.
2.Семейная аудитория и пожилые люди в музее.
3.Люди с ограниченными возможностями здоровья в музее.
4.Особенности работы музейного специалиста.
Литература
Афанасьева И. Если пандусов пока нет…// Музей. 2012.№2. С. 26-27.
Гаража Н. Мастерская художника. Живой музей // Мир музей. 2012.№7. С. 17-18.
Гончаренко Н. «Особое» меньшинство в художественном музее // Музей. 2016.№4. С. 36-38.
Доступность для всех // Музей. 2012.№2. С. 4-7.
Играть или не играть? // Музей. 2013.№2. С. 28-33.
Донина И. Центр инклюзии // Музей. 2017. № 3. С. 32-34.
Клюкина А. Музей и социализация инвалидов // // Музей. 2012.№2. С. 8-10.
Копелянская Н., Коган-Лернен Л. Подростки в музее: что важно для них // // Мир музея. 2012. №10. С.23-25.
Корнилина М. Музейные сервисы для слепых // Музей. 2012.№2. С. 16-18.
Кубасова Т. Реабилитация инвалидов музейными средствами // Мир музея. 2012. №7. С.6-7.
Ланкова Н. Основные методические принципы работы с детьми в музее // Музей. 2006.№6. С.60-63.
Лейднер Р. Тифлопедагогика в музеях Германии // Музей. 2012.№2. С. 32-35.
Медведева Е. Когда ты ростом с муравья // Музей. 2016.№4. С. 61-63.
Перова Л. Есть такая проблема? // Музей. 2016.№5. С. 70-72.
Сергазина К. «Реабилитолог» или специалист по доступной среде» // Мир музея. 2016. №4. С.45-48.
Столичные музеи проинспектируют дети // Мир музей. 2012.№10. С. 38-39.
Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. М., 2004. С. 149-157.
Тавлинцева Е. Принцип равных возможностей // Музей. 2012.№2. С. 22-23.
Фролова И. Безбарьерная среда в музее: начать с начала // Музей. 2012.№2. С. 12-15.
Щербакова С., Лебедева А. Музей – заботливым родителям // Музей. 2010. №4. С. 60-64.
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие. М., 2001. С. 69-94.
Иванова Н.П. Музейная педагогика: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. 214 с.
Корягина Н.А., Антонова Н.В., Овсянникова С.В. Психология общения: Учебник и практикум. М.: Издательство Юрайт, 2017. 437 с.
Чернышова Л.И. Этика, культура и этикет делового общения: Учебное пособие. М.: Издательство Юрайт, 2017. 161.
Этический кодекс ИКОМ для музее http://icom.museum/fileadmin/user_upload/pdf/publications/code_russia2013.pdf
Кодекс этики музейных работников http://www.mgomz.ru/wp-content/uploads/2016/06/Kodeks-e%60tiki.pdf

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. А. А. Гусейнова Этика: учебник для академического бакалавриата М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Корягина Н.А., Антонова Н.В., Овсянникова С.В. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Чернышова, Л. И. Этика, культура и этикет делового общения : учебное пособие для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. П. Иванова Музейная педагогика: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Спивак В.А. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Скворцов А.А. ЭТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Кикоть В.Я. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",2 biblioclub.ru
Л2.5 Алексина, Т. А. Деловая этика [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата - Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Этический кодекс ИКОМ для музеев www.yarmp.yar.ru
Э2 Кодекс этики музейных работников www.mgomz.ru
Э3 Профессиональная этика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, отвечал на дополнительные вопросы. «Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, однако допустил неточности в ответе. «Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников. «Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.

Рекомендации для выполнения письменных работ
В ходе реализации дисциплины студентам предлагаются темы для выполнения письменных работ в виде конспектов.
Под конспектом принято подразумевать систематизированный набор логически взаимосвязанных записей, основой для которого является какой-либо источник/источники. В зависимости от структуры конспекты разделяются на:
– плановый: в начале работы по конспектированию источника заявлен план, которому соответствуют параграфы конспекта; плановый конспект удобен при работе с большими текстами, гарантирует высокий процент усвоения материала;
– текстуальный: в его основе лежат цитаты из источника/источников; за логичность изложения отвечают тезисы автора конспекта и присутствие плана; текстуальный конспект буквально состоит из фактов, приведенных в источнике/источниках и дословных цитат;
– свободный конспект может начинаться с плана, а закончиться цитатами из источника/источников; для составления свободного конспекта особое значение приобретает способность к логичному, краткому и точному формулированию сути вопроса; составляя этот конспект нужно иметь навыки по осмыслению сути материала и богатый словарный запас; в начале конспекта указывается автор, полное название источника, выходные данные; кроме краткого изложения основных идей автора/авторов, приводятся собственные рассуждения и замечания; аргументы записываются подробно, с использованием цитат; запись производится аккуратно, компактно; конспект может сопровождаться таблицами, схемами.

Критерии оценивания письменной работы
Работа считается выполненной при соблюдении следующих требований:
– содержательность конспекта, соответствие теме, плану;
– отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
– ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
– наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
– грамотность изложения.

Критерии оценивания ответов студентов на зачетном занятии.
На зачетное занятие допускаются студенты, не имеющие задолженности по практическим занятиям, выполнившие письменные задания.
Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он прочно усвоил программный материал курса и демонстрирует это исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагая его, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает ответы, выделяет главное и обобщает сказанное.
Оценка «не зачтено» выставляется студенту, который при ответе не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы или не справляется с ними самостоятельно.
Оценка «не зачтено» ставится при отказе студента отвечать на вопрос билета, который он взял.