МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тематические редакции печатных СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.;ст. преп., Вихрев Л.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Тематические редакции печатных СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Данная учебная дисциплина включает в свой состав практическую систему занятий с деловыми и творческими играми с ситуативным моделированием в процессе проведения семинаров, а также обсуждение и анализ подготовленных материалов.
Цель преподавания дисциплины: изучение основных тенденций современной журналистики, ознакомление студентов с содержанием разных видов профессиональной журналистской деятельности – проектно-аналитической, авторской, редакторской, организационно-управленческой, производственно-технологической; способствование первичному освоению соответствующих методов работы, формированию умения планировать график работы редакции и индивидуальное рабочее время

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систему методов сбора информации, ее проверки и анализа; жанровую систему современной журналистики; глубоко роль авторской работы журналиста, включающей выбор темы, разработку замысла материала, современные жанры медиатекстов, форматы изданий; особенности работы современной редакции; процесс макетирования и компьютерной верстки; требования, принятые в разных типах СМИ; тренды новых медиа
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать медиатексты в соответствии с актуальными текущими событиями, находить злободневные темы, оперативно и в срок готовить журналистские материалы; анализировать, оценивать и редактировать медиатексты для различных типов СМИ; выступать с анализом материала на редакционной летучке
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.устойчивыми навыками использования технологии сбора сведений, проверки достоверности фактов, поиска источников информации, поиска иллюстративного материала; создания материалов для массмедиа с использованием различных знаковых систем для размещения на различных мультимедийных платформах; анализа и редактирования медиатекстов в соответствии с нормами, стандартами, форматами; создания медиапроект

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы сбора информации и структура журналистких текстов. Создание мультимедийного проекта
1.1. Новые методы сбора и анализа информации, используемые журналистами Практические 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Анализ композиции текстов разных жанров Практические 5 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Разработка концепции собственного авторского мультимедийного проекта Практические 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Разработка плана авторского мультимедийного проекта Практические 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.5. Создание новостной заметки Сам. работа 5 14 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.6. Основные этапы и процедуры редактирования журналистского материала и подготовки его к публикации Сам. работа 5 12 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.7. Создание фотографий различных жанров Сам. работа 5 25 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.8. Разработка концепции авторского мультимедийного проекта Сам. работа 5 20 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.9. Разработка коммуникационной модели авторского мультимедийного проекта с учетом его аудитории Сам. работа 5 23 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Галкин, Станислав Илларионович Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2007
Л1.2 Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации : учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Клещев, О.И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие Архитектон, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455449
Л2.2 Киселев, А.Г. Теория и практика массовой информации: учеб. для вузов М.: КноРус, 2009
Л2.3 Сотникова, Ольга Павловна Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
Э4 Электронный курс "Тематические редакции печатных СМИ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Мicrosoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.