Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_03_АиЭ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 105 | 105 | 105 | 105 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Целью освоения дисциплины является формирование четких представлений о методах этнологических исследований, а также формирование навыков использования этих методов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-4 | готовностью к осознанию социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные понятия и термины этнологической науки |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать этнологические знания на практике |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками полевого изучения народов и культур |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1 | ||||||
1.1. | Основные цели и задачи курса. Понятие «метод». Специфика исследовательской работы в этнологии и антропологии. Понятие «поле». Особенности полевой работы. Предполевая подготовка. Языковая подготовка. Разработка программ исследования. Круг источников для этнологических исследований. История формирования исследовательских методик в этнологии. Описание. Сравнительный метод. Идеи развития и эволюции в контексте этнологических исследований. Задачи этнологических исследований в рамках функционального подхода. Структурализм и этнология. Психоанализ и этнология. Инетрпретативная теория культуры и методы этнологической работы. Современные теории и практики полевой работы в этнологии. | Лекции | 8 | 8 | ОПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Методика полевых этнографических исследований. Выбор района предстоящих работ. Теоретическая подготовка. Вопросники и программы. Экспедиционное оборудование и личная экипировка. Особенности работы в поле. Специфика работы с информатором. Вживание исследователя в среду. Этика полевого исследователя. Методы сбора и фиксации материала. Наблюдение и его виды. Опрос. Этнографическое интервью. Анкетирование. Картографирование. Биографический метод. Генеалогический метод. Работа с документами и архивами. Фото и видеосъемка. Чертежи и рисунки. Ведение полевой документации. Методы изучения материальной культуры. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Утварь. Сбор предметов для музейных коллекций. Методы изучения религиозных представлений и культов. Обряды. Праздники. Религиозные представления. Мифологические персонажи. Изучение социо-нормативной культуры. Обычное право. Культура общения. Коммуникации. Методы изучения социальной организации и семейной обрядности. Племенная и родовая структура. Община и семья. Свадебная обрядность. Родильная обрядность. Инициации. Гендерные исследования. Материнство и детство. Изучения фольклора и искусства. Особенности сбора и фиксации фольклорных текстов. Методы изучения и описания предметов искусства. | Лекции | 8 | 8 | ОПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Исследовательские методы в этнологии. Дескриптивный подход – описание этнологических явлений. Создание целостных этнографических текстов. Методы типологии и классификации. Картографический метод. Сравнительно-исторический метод. Сравнение и выявление общего и особенного в изучаемых этнологических явлениях. Системный подход. Функциональный подход. Контент-анализ. Исследовательские методы в этнологии. Дескриптивный подход – описание этнологических явлений. Создание целостных этнографических текстов. Методы типологии и классификации. Картографический метод. Сравнительно-исторический метод. Сравнение и выявление общего и особенного в изучаемых этнологических явлениях. Системный подход. Функциональный подход. Контент-анализ. | Лекции | 8 | 8 | ОПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Основные цели и задачи курса. Понятие «метод». Специфика исследовательской работы в этнологии и антропологии. Понятие «поле». Особенности полевой работы. Предполевая подготовка. Языковая подготовка. Разработка программ исследования. Круг источников для этнологических исследований. История формирования исследовательских методик в этнологии. Описание. Сравнительный метод. Идеи развития и эволюции в контексте этнологических исследований. Задачи этнологических исследований в рамках функционального подхода. Структурализм и этнология. Психоанализ и этнология. Инетрпретативная теория культуры и методы этнологической работы. Современные теории и практики полевой работы в этнологии. | Сам. работа | 8 | 35 | ОПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Методика полевых этнографических исследований. Выбор района предстоящих работ. Теоретическая подготовка. Вопросники и программы. Экспедиционное оборудование и личная экипировка. Особенности работы в поле. Специфика работы с информатором. Вживание исследователя в среду. Этика полевого исследователя. Методы сбора и фиксации материала. Наблюдение и его виды. Опрос. Этнографическое интервью. Анкетирование. Картографирование. Биографический метод. Генеалогический метод. Работа с документами и архивами. Фото и видеосъемка. Чертежи и рисунки. Ведение полевой документации. Методы изучения материальной культуры. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Утварь. Сбор предметов для музейных коллекций. Методы изучения религиозных представлений и культов. Обряды. Праздники. Религиозные представления. Мифологические персонажи. Изучение социо-нормативной культуры. Обычное право. Культура общения. Коммуникации. Методы изучения социальной организации и семейной обрядности. Племенная и родовая структура. Община и семья. Свадебная обрядность. Родильная обрядность. Инициации. Гендерные исследования. Материнство и детство. Изучения фольклора и искусства. Особенности сбора и фиксации фольклорных текстов. Методы изучения и описания предметов искусства. | Сам. работа | 8 | 35 | ОПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Исследовательские методы в этнологии. Дескриптивный подход – описание этнологических явлений. Создание целостных этнографических текстов. Методы типологии и классификации. Картографический метод. Сравнительно-исторический метод. Сравнение и выявление общего и особенного в изучаемых этнологических явлениях. Системный подход. Функциональный подход. Контент-анализ. | Сам. работа | 8 | 35 | ОПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Основные цели и задачи курса. Понятие «метод». Специфика исследовательской работы в этнологии и антропологии. Понятие «поле». Особенности полевой работы. Предполевая подготовка. Языковая подготовка. Разработка программ исследования. Круг источников для этнологических исследований. История формирования исследовательских методик в этнологии. Описание. Сравнительный метод. Идеи развития и эволюции в контексте этнологических исследований. Задачи этнологических исследований в рамках функционального подхода. Структурализм и этнология. Психоанализ и этнология. Инетрпретативная теория культуры и методы этнологической работы. Современные теории и практики полевой работы в этнологии. | Практические | 8 | 8 | ОПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Методика полевых этнографических исследований. Выбор района предстоящих работ. Теоретическая подготовка. Вопросники и программы. Экспедиционное оборудование и личная экипировка. Особенности работы в поле. Специфика работы с информатором. Вживание исследователя в среду. Этика полевого исследователя. Методы сбора и фиксации материала. Наблюдение и его виды. Опрос. Этнографическое интервью. Анкетирование. Картографирование. Биографический метод. Генеалогический метод. Работа с документами и архивами. Фото и видеосъемка. Чертежи и рисунки. Ведение полевой документации. Методы изучения материальной культуры. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Утварь. Сбор предметов для музейных коллекций. Методы изучения религиозных представлений и культов. Обряды. Праздники. Религиозные представления. Мифологические персонажи. Изучение социо-нормативной культуры. Обычное право. Культура общения. Коммуникации. Методы изучения социальной организации и семейной обрядности. Племенная и родовая структура. Община и семья. Свадебная обрядность. Родильная обрядность. Инициации. Гендерные исследования. Материнство и детство. Изучения фольклора и искусства. Особенности сбора и фиксации фольклорных текстов. Методы изучения и описания предметов искусства. | Практические | 8 | 8 | ОПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Исследовательские методы в этнологии. Дескриптивный подход – описание этнологических явлений. Создание целостных этнографических текстов. Методы типологии и классификации. Картографический метод. Сравнительно-исторический метод. Сравнение и выявление общего и особенного в изучаемых этнологических явлениях. Системный подход. Функциональный подход. Контент-анализ. | Практические | 8 | 8 | ОПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Понятие «поле». Особенности полевой работы. 2. Понятие программы этнологического исследования. 3. Источники этнологических исследований. 4. История формирования исследовательских методик в этнологии. 5. Сравнительный метод. 6. Идеи развития и эволюции в контексте этнологических исследований. 7. Функциональный подход. 8. Структурализм и этнология. 9. Психоанализ и этнология. 10. Инетрпретативная теория культуры и методы этнологической работы. 11. Современные теории и практики полевой работы в этнологии. 12. Дескриптивный подход – описание этнологических явлений. 13. Создание целостных этнографических текстов. 14. Методы типологии и классификации. 15. Картографический метод. 16. Сравнительно-исторический метод. 17. Сравнение и выявление общего и особенного в изучаемых этнологических явлениях. 18. Системный подход. 19. Контент-анализ. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы письменных работ 1. Что включают в себя понятия «Объект» и «Предмет» этнологии? 2. Назовите основные методы этнологических исследований. 3. Какие основные группы источников используются в этнологии? 4. Назовите основные компоненты этноса. 5. Назовите основные функции этнической культуры. Темы рефератов 1. Взгляды Б. Малиновского на особенности полевой работы. 2. К. Гирц и его опыт полевого изучения. 3. К. Леви-Стросс и методика полевой работы. 4. Принципы этнологического изучения поселений. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Источник, отражающий прямое этнографическое наблюдение: 1. «История» Геродота. 2. Описание Н.Н. Миклухо-Маклаем папуасских обрядов. 3. Описание русских и французов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 4. Описание обеда и кушаний в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Ценные этнографические сведения содержит книга Ахмада Ибн-Фадлана о его поездке в: 1. Булгар Великий. 2. Сибирь. 3. Монголию. 4. Китай. Процесс утраты этнической группой своей культуры и приобретение культуры другого народа именуется: 1. Этнической парциацией. 2. Этнической интеграцией. 3. Ассимиляцией. 4. Аккультурацией. Экзоэтноним это: 1. Название этноса, используемое членами этого этноса. 2. Название этноса, используемое представителями других (соседних) народов. 3. Шуточное название этноса. 4. Научное название этноса. Термином «этноним» обозначают: 1. Прародину этноса. 2. Название этноса. 3. Территорию проживания этноса. 4. Компактные национальные группы, живущие за пределами территории, занятой соплеменниками. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т.А. Титовой | Этнология: учебник | Издательство КФУ, 2017 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина | Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | И. И. Назаров | Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека Гумер объединяет книги и учебники по гуманитарным наукам (история России, всеобщая история, культурология, философия, история религий и т.д.). | www.gumer.info | ||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова содержит тексты исторических источников и научные публикации по отечественной и всеобщей истории. | www.hist.msu.ru | ||
Э3 | Сайт Института этнологии и антропологии РАН | www. ras.iea.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70. К устному экзамену допускаются студенты, которые выполнили практические задания, и набрали не менее 50 баллов. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут. Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно". Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно". |