МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тенденции развития мировых СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., профессор, Пургин Ю.П.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Тенденции развития мировых СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата). Утвержден Министерством образования и науки РФ 07.08.2014 г. № 951 Заочная форма обучения

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – рассмотреть современное состояние систем и моделей средств массовой информации в зарубежных странах, прежде всего в наиболее развитых в сфере СМИ и телекоммуникаций; изучить основные направления их развития в условиях современного общества; проанализировать важнейшие факторы, влияющие на положение СМИ в современном мире, и дать представление о профессиональных критериях зарубежных журналистов.
Задачи курса – сформировать у студентов представления о закономерностях развития зарубежных систем и типологических чертах зарубежных моделей СМИ, о роли СМИ в экономической, политической, культурной и социальной жизни зарубежных государств; дать студентам представление о профессии журналиста в различных зарубежных странах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа
ПК-4 способностью разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности развития зарубежных систем и типологические черты зарубежных моделей СМИ, основополагающие теоретические труды зарубежных исследователей, ведущие газеты, журналы, мировые информационные агентства, теле- и радиовещательные компании; социальную роль и общественную миссию журналистики и журналиста в современном обществе; исторический и современный опыт отечественных и зарубежных СМИ
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать опыт зарубежной журналистики, ориентироваться на ее лучшие образцы, применять полученные знания в своей журналисткой работе; применять в дальнейшей профессиональной деятельности опыт зарубежных СМИ; выявлять связи журналистики с философскими, научными, религиозными идеями и определение ее места в пространстве мировой культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками написания (создания) журналистских материалов с использование передового опыта зарубежных стран; работы с информацией о роли СМИ в экономической, политической, культурной и социальной жизни зарубежных государств, о профессии журналиста в различных зарубежных странах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Развитие зарубежной журналистики в информационном обществе
1.1. Средства массовой информации в информационном обществе: опыт передовых стран Лекции 5 1 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Новые медиа: блоги, социальные сети, народная журналистика. Лекции 5 1 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Анализ основных мировых тенденций развития медиаотрасли Сам. работа 5 10 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Экономические модели функционирования современных зарубежных СМИ
2.1. СМИ и экономика. Модели функционирования СМИ в условиях рыночной экономики. Понятие медийного рынка, индустрия свободного времени. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Экономические модели функционирования современных зарубежных СМИ Лекции 5 1 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Средства массовой информации и основные институты общества Лекции 5 1 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Анализ особенностей национальных медиамоделей Сам. работа 5 20 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Национальные особенности зарубежных средств массовой информации: сравнительный анализ
3.1. Национальные особенности и своеобразие СМИ западных и азиатских стран. Лекции 5 1 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. СМИ США: региональные аспекты развития Лекции 5 1 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Специфика деятельности СМИ разных стран Сам. работа 5 30 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Зачет 5 4 ОПК-2, ПК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вартанова Е.Л. Медиасистема России: учебное пособие Аспект Пресс, 2017
Л1.2 Блюмин, А.М. Мировые информационные ресурсы : учебное пособие Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. М. Горохова, Т. Э. Гринберг Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникационные стратегии : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2013
Л2.2 Кульчицкая Д.Ю. Лонгриды в онлайн-СМИ: особенности и технология создания: учебное пособие Аспект Пресс, 2017
Л2.3 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации : учеб. для вузов КноРус, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Библиотека журналиста journalism.narod.ru
Э4 Электронный курс "Тенденции развития мировых СМИ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office (Word, Excel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.