МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тенденции развития мировых средств массвоой информации
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 44 40 44 40
Итого 72 68 72 68

Программу составил(и):
к.ф.н., профессор, Пургин Ю.П.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Тенденции развития мировых средств массвоой информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – рассмотреть современное состояние систем и моделей средств массовой информации в зарубежных странах, прежде всего в наиболее развитых в сфере СМИ и телекоммуникаций; изучить основные направления их развития в условиях современного общества; проанализировать важнейшие факторы, влияющие на положение СМИ в современном мире, и дать представление о профессиональных критериях зарубежных журналистов.
Задачи курса – сформировать у студентов представления о закономерностях развития зарубежных систем и типологических чертах зарубежных моделей СМИ, о роли СМИ в экономической, политической, культурной и социальной жизни зарубежных государств; дать студентам представление о профессии журналиста в различных зарубежных странах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности развития зарубежных систем и типологические черты зарубежных моделей СМИ, ведущие газеты, журналы, мировые информационные агентства, теле- и радиовещательные компании; правила редакторской работы с разными языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями
3.2.Уметь:
3.2.1.контролировать соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте; учитывать технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками контроля по соблюдению профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Развитие зарубежной журналистики в информационном обществе
1.1. Средства массовой информации в информационном обществе: опыт передовых стран Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Современная мировая медиаиндустрия в условиях глобализации и технологического прогресса Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.3. Анализ основных мировых тенденций развития медиаотрасли Сам. работа 8 14 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Экономические модели функционирования современных зарубежных СМИ
2.1. Развитие медиаиндустрии в России Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.2. Экономические модели функционирования современных зарубежных СМИ Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.3. Медиаиндустрия в зарубежных странах(национальные системы СМИ сравнительный анализ) Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.4. Анализ особенностей национальных медиамоделей Сам. работа 8 16 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Национальные особенности зарубежных средств массовой информации: сравнительный анализ
3.1. Национальные особенности и своеобразие СМИ западных и азиатских стран. Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.2. СМИ США: региональные аспекты развития Лекции 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.3. Работа в группах на протяжении семестра: анализ СМИ, выбранных стран. Подготовка доклада и презентации Практические 8 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.4. Иоговое занятие. Краткий анализ концепций СМИ Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.5. Специфика деятельности СМИ разных стран Сам. работа 8 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Блюмин, А.М. Мировые информационные ресурсы : учебное пособие Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573336
Л1.2 Вартанова Е.Л. Медиасистема России: учебное пособие Аспект Пресс, 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации : учеб. для вузов КноРус, 2009
Л2.2 под ред. В. М. Горохова, Т. Э. Гринберг Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникационные стратегии : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2013
Л2.3 Кульчицкая Д.Ю. Лонгриды в онлайн-СМИ: особенности и технология создания: учебное пособие Аспект Пресс, 2017
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров https://deadline.media/
Э2 Научная библиотека МГУ http://www.nbmgu.ru/
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» http://www.site.mediascope.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.