МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы демократического государства
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Основы демократического государства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Попов Е.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление о правовой природе, сущности, принципах, признаках функциях и проблемах построения современного демократического государства;
научить методам самостоятельного анализа демократических основ государства;
научить оценивать демократические институты в условиях современной России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теории, понятия, признаки и функции демократического государства, способствующие умению самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать основные теории, понятия, признаки и функции демократического государства, способствующие умению самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа основных теорий, понятий, признаков и функций демократического государства, которые способствуют умению самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основания формирования демократического государства
1.1. Основные теории демократического государства Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные теории демократического государства Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные теории демократического государства Сам. работа 1 15 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Классификация демократического государства
2.1. Основные виды демократии Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Основные виды демократии Сам. работа 1 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Духовная сфера и демократическое государство
3.1. Влияние правосознания на формирование демократического государства Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Влияние правосознания на формирование демократического государства Сам. работа 1 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Взаимоотношение демократического государства и гражданского общества
4.1. Влияние гражданского общества на демократические процессы в государстве Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Влияние гражданского общества на демократические процессы в государстве Сам. работа 1 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Современные демократические государства
5.1. Особенности демократии в различных странах мира Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.2. Особенности демократии в различных странах мира Сам. работа 1 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.3. Написание реферата. Сам. работа 1 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.4. Экзамен 1 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы
1. Понятие политического режима.
2. Основные признаки демократического режима.
3. Демократия как основа деятельности государства.
4. Общество и государство: понятие и их соотношение.
5. Основные теории демократического государства.
6. Классификация демократического государства.
7. Государство и общественные организации.
8. Государство и религия: соотношение и взаимодействие.
9. Правосознание: понятие и признаки.
10. Виды и уровни правосознания.
11. Функции правосознания.
12. Правовая культура: понятие и признаки.
13. Современное состояние правосознания и правовой культуры российского общества.
14. Основные виды демократии: общий обзор.
15. Плебисцитарная демократия.
16. Афинская демократия.
17. Представительная демократия.
18. Христианская демократия.
19. Социалистическая демократия.
20. Электронная демократия.
21. Суверенная демократия.
22. Взаимоотношения демократического государства и гражданского общества.
23. Влияние гражданского общества на демократические процессы в государстве.
24. Важнейшие институты гражданского общества: общий обзор.
25. Политическая партия как институт гражданского общества.
26. Общественные движения как институт гражданского общества.
27. Негосударственные СМИ как институт гражданского общества.
28. Муниципальные образования как институт гражданского общества.
29. Церковь как институт гражданского общества.
30. Семья как институт гражданского общества.
31. Конституционный строй современной России.
32. Признаки демократического государства.
33. Условия развития демократического государства.
34. Перспективы развития демократического государства.
35. Особенности демократии в различных странах мира.
36. Особенности развития демократии в современной России.

Практические задания
I.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«В правовом демократическом государстве под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по ___________ (А) граждан, объединившихся на основе общности интересов для их реализации.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественный фонд, _________(Б). Общественные объединения в демократическом государстве независимо от их организационно-правовых форм равны перед __________(В).
Деятельность общественных объединений в демократическом обществе основывается на принципах добровольности, равноправия, ___________(Г) и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, ___________ (Д), форм и методов своей деятельности.
Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах ____________(Е)».
Список терминов:
1) акционерное общество;
2) инициатива;
3) правительство;
4) цель;
5) закон;
6) общедоступная;
7) общественное учреждение;
8) самоуправление;
9) тайная;
10) демократия
II.
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, необходимо подобрать соответствующую позицию из второго столбца.
Функции
А) Рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу;
Б) Управление федеральной собственностью;
В) Назначение выборов Президента РФ;
Г) Разработка федерального бюджета;
Д) Объявление амнистии

1) Государственная Дума РФ;
2) Правительство РФ;
3) Конституционный Суд РФ;
4) Совет Федерации

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д


III.

Студент Петров на практическом занятии высказал мнение, что к верным суждениям о признаках демократии можно отнести:
1) уважение прав меньшинства; 2) политический плюрализм; 3) культ вождя; 4) верховенство права; 5) развитое демократическое государство; 6) правящая государственная партия; 7) регулярная сменяемость состава в органах власти; 8) социальный контроль над органами власти.

Прав ли Петров? Что, на Ваш взгляд, не относится к признакам демократии?
Ответ:
1.__________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________

IV.
Вам поручено оформить презентацию к практическому занятию по теме «Достоинства демократического государства». Выберите, на Ваш взгляд, пять основных положений, которые необходимо разместить на слайдах.
1) Демократия постепенно избавляет общество от страха перед государством;
2) Демократическое государство создает условия для гармонического развития личности;
3) Демократия и равенство есть тождественные понятия;
4) Демократическое государство формирует чувство социальной ответственности личности;
5) В рамках демократии формируется логроллинг;
6) Демократия вовлекает граждан в политическую жизнь;
7) В демократическом государстве могут быть выборы;
8) Демократическое государство на практике обеспечивает большой объем политических нрав и свобод.
V.
Докажите взаимосвязь и взаимозависимость между демократическим государством, гражданским обществом и правовым государством. Приведите не менее 3 аргументов.

VI.
Составьте план по теме «Основные признаки демократического государства». План должен составлять не менее 5 пунктов, логически связанных между собой.

VII.
Гражданин иностранного государства, работающий по контракту в РФ, решил получить гражданство РФ. Назовите любые четыре требования, которыми он должен соответствовать для приобретения гражданства РФ в общем порядке.

VIII.
В государстве N. законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Эта система применяется как при выборах высших должностных лиц, так и при выборах в парламент. В государстве N. существует политический и идеологический плюрализм, а также на практике реализуется принцип разделения властей.
Какова форма правления в государстве N.? Какой политический режим установлен в государстве N.? Какой тип избирательной системы действует в государстве N.?

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мутагиров Д.З. Демократия как универсальная ценность: Логос, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=233784
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Медушевский А.Н Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе: Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=258898
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socioline.ru/node/842
Э2 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э3 www.soc.pu.ru
Э4 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э5 www.humanities.edu.ru/db/msg/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.