МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовая аксиология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 84
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 8 12 8
Сам. работа 84 88 84 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Домашев А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовая аксиология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.привить студентам знания правовой аксиологии, направленные на выявление трансформаций правовых ценностей и других праовых явлений, феноменов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы и новые теории, модели и методы исследований в области правовой аксиологии, позволяющие анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и обобщать данные, полученные в ходе обработки и интерпретации комплексной информации в сфере правовой аксиологии, позволяющие анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования в сфере правовой аксиологии, позволяющие анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Правовая аксиология"
1.1. Правовая аксиология как научная и учебная дисциплина Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Правовая аксиология как научная и учебная дисциплина Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Правовая аксиология как научная и учебная дисциплина Сам. работа 1 20 Л1.1, Л2.1
1.4. Понятие правовой ценности и антиценности Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Понятие правовой ценности и антиценности Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Понятие правовой ценности и антиценности Сам. работа 1 26 Л1.1, Л2.1
1.7. Общая характеристика правовых ценностей Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Общая характеристика правовых ценностей Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.9. Общая характеристика правовых ценностей Сам. работа 1 16 Л1.1, Л2.1
1.10. Правовые ценности и правовые нормы Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.11. Правовые ценности и правовые нормы Сам. работа 1 26 Л1.1, Л2.1
1.12. Правовые ценности и правовые нормы Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.13. Зачет 1 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы
1. Понятие правовой аксиологии. Объект, предмет, цели, задачи.
2. Концепции правовой аксиологии. Проблемное поле правовой аксиологии. Учение о ценностях и правовая аксиология.
3. Правовая аксиология в ряду других наук и знаний. Аксиология в философии и правовая аксиология.
4. Перспективы развития правовой аксиологии.
5. Понятие ценности в науке. Критерии ценности. Ценностные ориентации.
6. Социальные ценности. Право как ценность культуры.
7. Виды ценностей. Место правовой ценности в классификации ценностей.
8. Понятие и признаки правовой ценности.
9. Правовая антиценность.
10. Правовые ценности добра и зла.
11. Ценность человеческой жизни.
12. Свобода как правовая ценность.
13. Справедливость как правовая ценность.
14. Государство как правовая ценность.
15. Равенство как правовая ценность.
16. Законопослушное поведение.
17. Правовая культура.
18. Понятие нормы. Нормы социальные и правовые.
19. Общая характеристика правовой нормы, ее структура и признаки.
20. Соотношение нормы и ценности. Соотношение правовой нормы и правовой ценности.
21. Ценностно-нормативная система общества.
22. Ценностные характеристики правовой ответственности.
23. Ценности в правовой жизни человека и общества.
24. Право как ценностно-смысловая система.
25. Правосознание и правовые ценности.
26. Виды правосознания.
27. Проблемы ценностного определения власти.
28. Трансформации правовых ценностей.
29. Поведение человека в обществе и правовые ценности.
30. Мораль и правовые ценности.
Практические задания
Ниже приведены два утверждения о понятии «ценность». С каким из данных утверждений вы согласны, а с каким нет. Аргументируйте свой ответ, основываясь на полученных Вами знаниях.
1) «Ценности, в отличие от знания, не подлежат рациональной, доказательной проверке и обоснованию. Они представляют собой некие неразложимые (первоначальные) интеллектуально - эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими, к деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага».
2) «Все ценности, которые существуют в обществе, не различаются по своей значимости и в совокупности не могут составлять иерархическую систему, которая может отличаться от систем ценностей других обществ и от ценностей различных классов и групп внутри общества».

2. В аксиологии права могут быть выделены три основные формы бытия ценностей: 1) «Общественные целевые ценности и идеалы»; 2)«Предметно-воплощенные ценности»; 3)«Личностные (или экзистенциальные) ценности». Каждому из приведенных ниже абзацев соответствует свой заголовок – одна из форм бытия ценностей. Соотнесите заголовки с абзацами.
А)«…».
Существуют также идеальные представления о благах, правах и пределах стремлений, связанных со склонностями и желаниями самого человека, и выступают в известной мере как авторитетные и обязательные установки его сознания. В некоторых случаях то, что люди выбирают себе как ценность своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не оказывается обязательно чем-то высоким, благородным: оно может быть направлено и против других людей. То, что выбирают люди, что делают для себя смыслом, через что ощущают себя людьми, зависит от духовного уровня человека, от того, какой это человек.
Б)«…».
Исходной формой правовых ценностей является их существование в виде ценностей, выработанных общественным и правовым сознанием. Они присутствуют в правовом сознании в виде обобщенных представлений о справедливости, свободе, равенстве в различных сферах общества. Правовые идеалы лежат в основе правовых обязанностей, т.е. деонтических правовых ценностей.

В)«…».
Сами правовые идеалы не остаются лишь фактом господствующего правосознания, закрепляются в нормативных актах, конституциях и законах. Они входят в правовую нормативность как ведущий элемент. Таким образом, правовые идеалы реализуются в системе правовых отношений в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов права, в правовых процедурах и механизмах, закрепляющих нормы и законы в культуре

3. «Со времени Аристотеля выделяют два вида справедливости: распределительную и уравновешивающую. Распределительная справедливость как принцип означает деление общих благ по достоинству, соразмерно и пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества, здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестями, деньгами). Критерием уравновешивающей справедливости является арифметическое равенство».
Подумайте и приведите примеры того, как могут реализоваться данные типы справедливости в правовой области современного мира.

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором имеются пропуски. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. В списке присутствует 2 лишних слова. А) нормативный; Б) регулятивный; В) мотивационно-ценностный; Г) когнитивный; Д) побуждающий.
Современная Россия объявлена правовым государством. Поэтом немаловажным является формирование правовой культуры в сознании людей, которые формируют общество данного государства. Правовая культура включает то, что прогрессивно, социально полезно и ценно в правовых явлениях. Ценностное отношение к правовой культуре понимается как личностное новообразование, основанное на понимании общечеловеческих ценностей культуры, определяющего выбор социального поведения человека. Формирование ценностного отношения к правовой культуре включает в себя 3 компонента:
1) «…» компонент проявляется через усвоение необходимого минимума правовых знаний, умение пользоваться справочными правовыми системами;
2) «…» проявляется через социальную ответственность за результаты своей деятельности, потребности в самосовершенствовании, отношении к закону как к ценности;
3) «…» через готовность к принятию решений, умение аргументировать, готовность к правовой деятельности, правомерное поведение.
По-вашему мнению в обществе, в котором Вы живете, ценностное отношение к правовой культуре достаточно сформировано? Аргументируйте свой ответ.

5. Подумайте и приведите примеры законопослушного и противозаконного поведения. Как правосознание человека, по вашему мнению, влияет на его законопослушное поведение?

6. «С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и поэтому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, её начало и конец, её безграничные возможности и её биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни. Мы либо выше жизни, если проживаем её достойно, либо – ниже, т.е. оказываемся недостойны этого дара, живем, просто плывя по течению…».
Как Вы считаете, в данном тексте представлена мысль о двойственности ценности жизни? Что Вы сами подразумеваете под ценностью человеческой жизни?

7. В чем, по-вашему, сходства морали и правовых ценностей? Как они взаимосвязаны. Аргументируйте свой ответ.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Протасов В.Н. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/4FE04282-50DF-42E2-AF07-CD0B54CF9E89
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко Социология права: учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6C57AAF8-1ADD-4666-A7B3-88CA374C60A3.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.book.ru/book/918533
Э2 http://www.book.ru/book/916301
Э3 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=61460
Э4 Курс в Moodle "Правовая аксиология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2204
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.