Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10,829999923706 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 72 | 68 | 72 | 68 |
Итого | 108 | 104 | 108 | 104 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор
1.1. | Цель курса – рассмотреть современное состояние систем и моделей средств массовой информации в зарубежных странах, прежде всего в наиболее развитых в сфере СМИ и телекоммуникаций; изучить основные направления их развития в условиях современного общества; проанализировать важнейшие факторы, влияющие на положение СМИ в современном мире, и дать представление о профессиональных критериях зарубежных журналистов. Задачи курса – сформировать у студентов представления о закономерностях развития зарубежных систем и типологических чертах зарубежных моделей СМИ, о роли СМИ в экономической, политической, культурной и социальной жизни зарубежных государств; дать студентам представление о профессии журналиста в различных зарубежных странах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОПК-2 | способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа |
ПК-4 | способность разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности развития зарубежных систем и типологические черты зарубежных моделей СМИ, основополагающие теоретические труды зарубежных исследователей, ведущие газеты, журналы, мировые информационные агентства, теле- и радиовещательные компании; социальную роль и общественную миссию журналистики и журналиста в современном обществе; исторический и современный опыт отечественных и зарубежных СМИ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать опыт зарубежной журналистики, ориентироваться на ее лучшие образцы, применять полученные знания в своей журналисткой работе; применять в дальнейшей профессиональной деятельности опыт зарубежных СМИ; выявлять связи журналистики с философскими, научными, религиозными идеями и определение ее места в пространстве мировой культуры |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками написания (создания) журналистских материалов с использование передового опыта зарубежных стран; работы с информацией о роли СМИ в экономической, политической, культурной и социальной жизни зарубежных государств, о профессии журналиста в различных зарубежных странах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Развитие зарубежной журналистики в информационном обществе | ||||||
1.1. | Средства массовой информации в информационном обществе: опыт передовых стран | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Современная мировая медиаиндустрия в условиях глобализации и технологического прогресса | Лекции | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Анализ основных мировых тенденций развития медиаотрасли | Сам. работа | 8 | 22 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Экономические модели функционирования современных зарубежных СМИ | ||||||
2.1. | Развитие медиаиндустрии в России | Лекции | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Экономические модели функционирования современных зарубежных СМИ | Лекции | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Медиаиндустрия в зарубежных странах(национальные системы СМИ сравнительный анализ) | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Анализ особенностей национальных медиамоделей | Сам. работа | 8 | 22 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Национальные особенности зарубежных средств массовой информации: сравнительный анализ | ||||||
3.1. | Национальные особенности и своеобразие СМИ западных и азиатских стран. | Лекции | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | СМИ США: региональные аспекты развития | Лекции | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Работа в группах на протяжении семестра: анализ СМИ, выбранных стран. Подготовка доклада и презентации | Практические | 8 | 10 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.4. | Иоговое занятие. Краткий анализ концепций СМИ | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.5. | Специфика деятельности СМИ разных стран | Сам. работа | 8 | 24 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Вартанова Е.Л. | Медиасистема России: учебное пособие | Аспект Пресс, 2017 | |
Л1.2 | Блюмин, А.М. | Мировые информационные ресурсы : учебное пособие | Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. В. М. Горохова, Т. Э. Гринберг | Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникационные стратегии : учеб. пособие для вузов | Аспект Пресс, 2013 | |
Л2.2 | Кульчицкая Д.Ю. | Лонгриды в онлайн-СМИ: особенности и технология создания: учебное пособие | Аспект Пресс, 2017 | |
Л2.3 | Киселев, Александр Георгиевич | Теория и практика массовой информации : учеб. для вузов | КноРус, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров | deadline.media | ||
Э2 | Электронный курс "Тенденции развития мировых СМИ" | portal.edu.asu.ru | ||
Э3 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э4 | Научная библиотека МГУ | www.nbmgu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |