МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тенденции развития современного медиатекста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Тенденции развития современного медиатекста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Тенденции развития современного медиатекста» являются: формирование у студентов системного представления о медиатексте как объекте современного российского медиадискурса; овладение понятиями и категориями медиатекста; знакомство с типологией современных медиатекстов и их компонентов. Изучение медиатекстов различных форм и видов является основой для формирования представления о том, как реальность конструируется и репрезентируется в средствах массовой информации.Основными целями освоения дисциплины являются: выявлять системный характер обусловленности типологически отмеченной совокупности речевых качеств медиатекста компонентами реального коммуникативного акта; устанавливать закономерное соотношение между планом выражения и планом содержания в рамках медиатекста как речевого произведения; идентифицировать объект (медиатекст), дать его описание, указать на характерные свойства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-5 готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности
ПК-1 готовность создавать журналистский авторский медиаконтент в формах и жанрах повышенной сложности, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, знании технологий и профессиональных стандартов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности построения медиатекста; формы и закономерности соотношения внешних (коммуникативных) факторов, лежащих в основе конструирования медиатекста, с внутренними константами медиатекста; коммуникативно-прагматический принцип при определении текстовых категорий.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять системный характер обусловленности типологически отмеченной совокупности речевых качеств медиатекста компонентами реального коммуникативного акта; устанавливать закономерное соотношение между планом выражения и планом содержания в рамках медиатекста как речевого произведения; идентифицировать объект (медиатекст), дать его описание, указать на характерные свойства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть специальной терминологией, усвоить соответствующие понятия и характеристики и овладеть навыками самостоятельного анализа медиатекста разных жанров.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Становление теории медиатекста. Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Определение медиатекста. Основные характеристики. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.3. Ознакомление с литературой, основными источниками по теме "Становление теории медиатекста" Сам. работа 1 8 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Медиатекст в коммуникативном аспекте
2.1. Медиатекст в процессе деятельности участников коммуникации. Сам. работа 1 5 ОК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Конспектирование источников по предложенной теме Сам. работа 1 8 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Коммуникативные основы создания жанров медиатекста
3.1. Жанры медиатекста Сам. работа 1 6 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Информационная насыщенность медиатекста. Информативность и способы ее повышения. Процессы компрессии информации в тексте.
4.1. Понятие информационной насыщенности медиатекста и информативности медиатекста. Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Понятие напряженного и ненапряженного медиатекста. Компрессия. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.3. Написание медиатекста с использованием элементов информационной насыщенности, напряженности, компрессии Сам. работа 1 12 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 5. Информационно-структурные и тональные (стилевые и стилистические) характеристики медиатекста
5.1. Информационно-структурные качества медиатекста, тональные и литературные качества медиатекста. Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 6. Стиль как средство реализации конструктивной идеи медиатекста
6.1. Стиль как средство реализации конструктивной идеи медиатекста. Сам. работа 1 3 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
6.2. Эссе на тему "Образ автора в медиатексте" Сам. работа 1 12 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 7. Выразительность как одно из важнейших свойств медиатекста
7.1. Риторический аспект изучения текста: эффективная выразительность. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
7.2. Выразительность медиатекста. Практические 1 2 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 8. Диалогичность как фундаментальное свойство медиатекста
8.1. Риторика медиатекста и диалогичность. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
8.2. Диалогичность как свойство медиатекста. Практические 1 2 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
8.3. составление словаря терминов Сам. работа 1 8 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 9. Вербализация интертекстуальности в текстах массовой коммуникации.
9.1. Интертекстуальность медиатекста. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
9.2. Интертекстуальность. Практические 1 2 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
9.3. Групповая работа по теме "Интертекстуальные связи в медиатексте" Сам. работа 1 9 ОК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 10. Игры с языком в современном медиатексте
10.1. Языковая игра. Практические 1 2 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
10.2. Экзамен 1 9 ОК-1, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерные вопросы к экзаменационному тесту
1. Становление теории медиатекста. Многоаспектность изучения медиатекста.
2. Тексты СМИ в парадигме культуры. Постмодернистская ситуация в медиатексте.
3. Определение медиатекста как динамической многоаспектной единицы высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение в сфере массовых коммуникаций.
4. Типология современного медиатекста.
5. Функциональный аспект в изучении медиатекста: медиатекст как продукт речевой деятельности, как результат взаимодействия плана выражения и плана содержания.
6. Прагматический аспект изучения медиатекста: коммуникативное намерение и коммуникативная установка текста.
7. Медиатекст и его восприятие.
8. Значение фоновых знаний в восприятии медиатекста.
9. Медиатекст в процессе деятельности участников коммуникации.
10. Текстовая (дискурсивная) личность.
11. Порождение. Понимание и интерпретация текста.
12. Персуазивность (воздействие) публицистического текста.
13. «Конфликтные» тексты как результат взаимодействия языкового и неязыкового в сфере газетной публицистики. Причины конфликтности медиатекста.
14. Информационные жанры газетно-журнальной журналистики, тележурналистики радиожурналистики.
15. Аналитические жанры газетно-журнальной журналистики, тележурналистики, радиожурналистики.
16. Художественно-публицистические жанры газетно-журнальной журналистики, тележурналистики, радиожурналистики.
17. Понятие информационной насыщенности медиатекста и информативности медиатекста.
18. Понятие напряженного и ненапряженного медиатекста. Напряженность лексическая и напряженность композиционно-синтаксическая. Снятие напряженности.
19. Способы создания структурно напряженного текста.
20. Мера прагматической информации в медиатексте. Несоответствие объема информации, заложенного в тексте, и объема информации, воспринимаемого читателем.
21. Пути повышения информационных качеств медиатекста – интенсивный и экстенсивный.
22. Информационная компрессия как сжатие плана означающего при сохранении плана означаемого.
23. Способы компрессии информации в медиатексте: Семиотические и коммуникативные. Семиотические и коммуникативные способы.
24. Общеязыковые возможности компрессии информации в медиатексте определенного жанра.
25. Информационно-структурные качества медиатекста – логичность, связность и цельность, точность, ясность, понятность, доступность.
26. Тональные и литературные качества медиатекста – правильность речи, чистота речи, культура речи.
27. Воплощение в стиле личностного отношения автора к предмету изображения. Индивидуальный «слог» как воплощение, «материализация» авторской идеи. Соотношение понятий образа автора и образа стиля.
28. Риторический аспект изучения текста: эффективная выразительность.
29. Общетекстовые выразительные приемы и их использование в печатном медиатексте.
30. Композиционные приемы выразительности (проспекция, ретроспекция, ретардация, дробление, повтор, подтекст, контраст и т.д.).
31. Риторика медиатекста и диалогичность.
32. Классификация диалогических приемов: прием диалогизации, прием цитации, прием выдвижения. Модели и модификации приемов. Принципы выдвижения (контраст, повтор, квантование).
33. Интертекстуальность в текстах массовой коммуникации как ценностно-ориентированный репрезентант различных сфер человеческой деятельности.
34. Цитатное письмо как прием текстовой деятельности журналиста. Способы внедрения в медиатекст прецедентных феноменов при организации цитатного письма.
35. Три аспекта осмысления стратегии интертекста (по П.Х. Торопу): генетический, семантико-прагматический и синтаксический.
36. Характеристика интертекстов по И.В. Арнольд.
37. Подход к готовым знакам из «чужих» текстов как к прецедентным феноменам (Ю.Н. Караулов, В.В. Красных).
38. Классификация прецедентных феноменов (прецедентное высказывание, прецедентная ситуация, прецедентный текст, прецедентное имя).
39. Новые способы языкового представления ситуации. Языковая раскрепощенность и вседозволенность.
40. Типы языковых игр. Графическая игра. Фонетическая игра. Словообразовательная игра. Морфологические игры. Игры с сочетаемостью слов. Игры с многозначностью. Сочетание нескольких приемов языковой игры в медиатексте.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика письменных работ (научно-исследовательских работ)
1. Медиатекст как способ отражения ценностей, поведенческих моделей и мифов современной культуры (на материале любого издания)
2. Стилевые доминанты современного медиатекста (на материале любого издания)
3. Лингвокультурные стереотипы массовой и элитарной ориентации (на примере медиатекстов, продуцируемых современной российской прессой)
4. Система убеждений, конституируемая современным российским медиадискурсом (на материале любых изданий)
5. Нарушение требований неэмотивности и объективности в современном новостном дискурсе (на материале любого издания, канала)
6. Формы визуализации фактического материала в современном медиаконтенте (инфографика, лонгрид, сторителлинг и др.) (на материале любых изданий)
7. Диалогичность как фундаментальное свойство современного медиатекста (на материале любого издания)
8. Вербализация интертекстуальности в текстах массовой коммуникации (на материале любых изданий)
9. Приемы языковой игры в современном медиаконтенте (на материале любых изданий)
10. Интенциональность современного медиатекста как способность текста отражать авторское коммуникативное намерение (на материале текстов жанра features)
11. Особенности медиаконтента треш-журналистики (любое издание: Рен-ТВ, Новая газета и т.п.)
12. Печатный vs сетевой текст массовой газеты (на материале любого издания)
13. Распространение медиаконтента посредством социальных сетей (на материале любого издания)
14. Идеологемы креолизованного текста в современном интернет-дискурсе (на материале любого издания)
15. Аксиологическая полифония современного медиатекста (на материале любого издания)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста: учеб. для вузов Питер, 2011
Л1.2 Трофимова О.В.; Кузнецова Н.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ: Флинта, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
Л2.2 Назайкин, Александр Николаевич Рекламный текст в современных СМИ : практ. пособие : практ. пособие Эксмо, 2007
Л2.3 Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации : учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике dic.academic.ru
Э2 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех gramota.ru
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Тенденции развития современного медиатекста» используются следующие формы работы:
1. Лекции.
На лекционных занятиях студенты заочной формы обучения получают методические рекомендации по самостоятельному изучению значительной части учебного материала.
В случае возникновения затруднений студентам рекомендуется обратиться к преподавателю. При необходимости преподаватель рассмотрит на практическом занятии или консультации тему, вызвавшую у студента трудности при самостоятельном изучении материала.

2. Практические занятия.
Содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, выполнение профессиональных функций в учебных и деловых играх и т.п.), выполнение учебных заданий, проведение различных видов анализов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов, работа с эмпирическим материалом, словарями, справочниками и др. На практических занятиях обучающиеся овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и научно-исследовательской работы, формируют комплекс умений и навыков в области функционирования современного медиатекста.
В процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Содержанием практических занятий является выполнение учебных заданий, обсуждение дискуссионных вопросов. Студенты в процессе практических занятий развивают не только практические навыки и умения, но и научность и критичность мышления, способность самостоятельно реагировать и решать задания проблемного, творческого характера.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.
Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.

3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа предполагает изучение основной, а также дополнительной рекомендованной литературы по дисциплине "Тенденции развития современного медиатекста", ознакомление с научными публикациями, работу с Интернет-ресурсами; подготовку к практическим занятиям, контрольной работе, экзамену.
Виды самостоятельной работы:
а) Составление словаря терминов
Словарь должен быть составлен из терминов по темам учебного курса «Тенденции развития современного медиатекста». Объем словаря – 25 – 30 слов. Обязательно указание источника определения.
б) Выполнение научно-исследовательской работы
Объем зависит от поставленной задачи: от 4-х до 12 страниц. Текст состоит из краткого введения, основной части и краткого заключения. Во введении приводится самостоятельная трактовка ключевых понятий и представляется проблема, составляющая, с точки зрения студента, существо задания. Основная часть представляет собой анализ современного медиатекста с точки зрения одного из аспектов. Студенты на практических занятиях совместно с преподавателем осваивают различные методики анализа медиатекста (лингвистические и экстралингвистические). В курсовом проекте студент должен продемонстрировать умение анализировать медиатекст по заданным параметрам. В заключении даются краткие выводы и результаты решения проблемы.
При подготовке к написанию научно-исследовательской работы необходимо ознакомиться с литературой из предлагаемого списка, изучить нужный материал, чтобы выработать наиболее полную картину по данному вопросу. Текст обязательно снабжается ссылками на изученную литературу. Ссылки оформляются в квадратных скобках, в которых указывается цифрой порядковый номер источника в списке изученной студентом литературы, далее – запятая, затем цифрой обозначается номер страницы источника, из которого взят материал. Например, [2, с. 74]. Возчиков В.А. Текст медиакультуры: личностное восприятие как проблема // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). Выпуск № 2. 2008. с. 74 – 83.
В конце работы приводится список прочитанной и изученной литературы, оформленный в соответствии с библиографическими правилами.
в) выполнение тестовых заданий
Тестовая система предусматривает вопросы / задания, на которые студент должен дать один или несколько вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов. При поиске ответа необходимо проявлять внимательность. Прежде всего, следует иметь в виду, что в предлагаемом задании всегда будет один правильный и один неправильный ответ. Всех правильных или всех неправильных ответов (если это специально не оговорено в формулировке вопроса) быть не может. Нередко в вопросе уже содержится смысловая подсказка, что правильным является только один ответ, поэтому при его нахождении продолжать дальнейшие поиски уже не требуется.
На отдельные тестовые задания не существует однозначных ответов, поскольку хорошее знание и понимание содержащегося в них материала позволяет найти такие ответы самостоятельно. Именно на это слушателям и следует ориентироваться, поскольку полностью запомнить всю получаемую информацию и в точности ее воспроизвести при ответе невозможно. Кроме того, вопросы в тестах могут быть обобщенными, не затрагивать каких-то деталей.
Количество тестовых вопросов/заданий по каждой теме дисциплины определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний обучающегося по всему пройденному материалу.

4. При реализации учебной дисциплины «Тенденции развития современного медиатекста» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении лекционных и практических занятий используется мультимедийное оборудование.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении творческих заданий.

5. Экзамен. Выполнение экзаменационного (итогового) теста приравнивается к экзамену. Это тестирование составлено на материале теоретических вопросов для подготовки к экзамену. Студенты готовятся по этим вопросам к тесту, как к экзамену, но экзамен проводится в виде теста. В качестве практического задания на экзамене засчитывается выполнение научно-исследовательской работы, как одного из видов самостоятельной работы студентов.
Требования к организации подготовки к экзамену в виде теста те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзамену у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.