МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теории массовой коммуникации и трансформации моделей СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ЖТиММР-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 48 48 57 57 105 105
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Чутчева А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Теории массовой коммуникации и трансформации моделей СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• сформировать у студентов комплексное представление о современных теоретических подходах к изучению массовых коммуникаций;
• изучить основные векторы трансформации моделей СМИ в современной медиареальности;
• показать значимость междисциплинарного знания в области медиаисследований;
• научить использовать теории массовых коммуникаций в качестве концептуальной рамки для анализа процессов, происходящих в сфере медиа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен анализировать основные тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах
ОПК-5 Способен для принятия профессиональных решений анализировать актуальные тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые категории теории массовой коммуникации; существующие подходы к классификации теорий медиа; основные парадигмы и концепции, раскрывающие природу, функции и механизмы влияния массмедиа; перспективы и ограничения этих теоретических подходов, векторы трансформации моделей СМИ
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать и сопоставлять различные теории массовых коммуникаций, подвергать их критической рефлексии; применять изученные теоретические подходы и модели к анализу массовых коммуникаций и массмедиа в современном обществе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования концепций массмедиа в качестве теоретической базы исследования (при написании курсовых работ и магистерских диссертаций); применения знаний теорий массовых коммуникаций и векторов трансформации моделей СМИ в научных и общественных дискуссиях, затрагивающих роль медиа в современном обществе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теории массовых коммуникаций
1.1. Введение в теорию коммуникаций Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
1.2. Многообразие подходов к пониманию «коммуникации» Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
1.3. Эмпирико-функциональные теории массовых коммуникаций Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
1.4. Культурно-критические теории массовых коммуникаций Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
1.5. Теория «гейткипинга» в массмедиа, теории «новостных ценностей» Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
1.6. Концепция «символической власти» Пьера Бурдьё Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
1.7. Лингвистическая группа теорий массовых коммуникаций Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
1.8. Психологические и микросоциологические подходы к изучению коммуникаций Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
1.9. Социальные исследования медиа: теории медиаэкологии и информационного общества Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
1.10. Теории дискурса и критический дискурс-анализ Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
1.11. Изучение литературы по дисциплине при подготовке к практическим занятиям и зачету Сам. работа 1 32 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
1.12. Письменная работа Сам. работа 1 16 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
1.13. Зачет 1 0 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
Раздел 2. Теории трансформации моделей СМИ
2.1. Коммуникативные теории инноваций в сфере массмедиа Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
2.2. Активный индивид как новая парадигма медиакоммуникационного пространства Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
2.3. Теория «политической экономии» в развитии моделей СМИ Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
2.4. Новые модели массмедиа Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
2.5. Кибероптимизм и Киберскептицизм Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
2.6. Критика технологического детерминизма Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
2.7. Модель социотехнологического альянса Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
2.8. Письменная работа Сам. работа 2 16 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
2.9. Изучение литературы по дисциплине при подготовке к практическим занятиям и экзамену Сам. работа 2 41 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1
2.10. Экзамен 2 27 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: уч. пособие Аспект Пресс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э2 ВЦИОМ: системный исследовательско-консалтинговых подход wciom.ru
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. Polpred.com/news
Э4 Электронный курс "Теории массовой коммуникации и трансформации моделей СМИ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.