МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Криминальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доцент, Старосельцева Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Криминальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить студентов с системой психологических знаний в области криминальной психологии, включающую как фундаментальные концепции и устоявшиеся закономерности, так и новейшие разработки в данной области. Важное место при этом отводится научному синтезу юридических и психолого-педагогических знаний, раскрытию психолого-юридической сущности фундаментальных категорий права, раскрытию психологических особенностей различных субъектов правоотношений, их психическим состоянием в различных ситуациях правоприменения и правоохранения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий
ПСК-2 оказание психологического сопровождения и психологической помощи различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать основные понятия методологические и теоретические проблемы криминальной психологии, основные подходы и концепции, имеющиеся в отечественной психологической науке;
Знать основные этапы развития криминальной психологии, психологические направления в изучении личности преступника, основные методы и методики исследования криминальной личности;
Знать теоретические подходык планированию и организации разработки оптимальных программ, направленных на решение актуальных проблем криминальной психологии.
Знать методологию и историю юридической и криминальной психологии;
Знать систему качественных и количественных методов исследования в психологии;
Знать психологические особенности работы пенитенциарного психолога.

3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь провести расспрос, собрать анамнез и сгруппировать признаки в синдромы, установить топический и предварительный клинический диагноз;
Уметь разрабатывать теоретические модели личности преступника
Уметь внедрять современные инновационные психотехнологии и методики в практику психологического исследования криминальной личности
Уметь оценивать возможности психодиагностических методик на предмет соответствия их целям и задачам эмпирического исследования криминальной личности
Уметь разрабатывать программы, направленных на решение проблем криминальной психологии
Уметь составлять коррекционные программы

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть работы с психодиагностическим инструментарием исследования криминальной личности;
Владеть процедурой составления программ и проведения исследовании;
Владеть навыками планирования, организации и психологического сопровождение эффективных программ
Владеть анализа, понятийного аппарата криминальной психологии;
Владеть подбора методов психодиагностики в зависимости от решаемых задач исследования криминальной личности;
Владеть практической работы по ресоциализации криминальной личности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Криминальная психология как наука
1.1. Развития научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью в отечественной и зарубежной психологии.Исторический анализ попыток объяснить природу преступного поведения.Задачи, объекты, предмет и специфика криминальной психологии Лекции 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Психология личности преступника
2.1. Психология личности преступника. Психологические типы преступников. Лекции 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Психологические типы престу пников. Практические 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Психологические типы престу пников. Сам. работа 4 9 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Основы разработки поискогового психологического портрета Практические 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Изучение психологии преступления как особого вида деятельности
3.1. Изучение психологии преступления как особого вида деятельности (мотивы, способы совершения, механизмы психологической защиты и самооправдания человека, совершившего общественно опасное деяние). Лекции 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Психология организованной преступности
4.1. Психология организованной преступности.виды сообществ особенности действия в них психологических механизмов их существования, сплочения, активности Лекции 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Мафия как один из видов организованных преступных групп Практические 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Психология несовершеннолетних преступников
5.1. Психология несовершеннолетних преступников Лекции 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Особенности криминальной деятельности несовершеннолетних преступников Практические 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Криминальная субкультура
6.1. Криминальные татуировки и криминальный жаргон Практические 4 4 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 7. Серийные сексуальные преступления
7.1. Серийные сексуальные преступления Практические 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.2. Серийные сексуальные преступления Сам. работа 4 8 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 8. Виктимология
8.1. Криминальная виктимология.Методологические и теоретические проблемы современной криминальной виктимологии. Основные виктимологические тенденции преступности в России. Виктимологическая профилактика преступлений Снижение индивидуальной виктимности граждан на основе обучения их тактике безопасной деятельности при угрозе преступного посягательства Лекции 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.2. Виктимологическая профилактика отдельных видов преступлений Практические 4 4 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.3. Виктимологическая профилактика отдельных видов преступлений Сам. работа 4 9 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.4. Снижение индивидуальной виктимности Сам. работа 4 6 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.5. Подготовка к экзамену Сам. работа 4 12 ПК-9, ПСК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мавренкова Е.А. Криминальная психология: учебное пособие Издательство ЮФУ, 2011 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Романов В. В., Котлярова Л. Н. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ + ПРЕЗЕНТАЦИИ В ЭБС 7-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э5 Криминальная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.

Подготовка к выполнению практических заданий.
В рамках практических заданий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к реализации практических заданий необходимо готовится по основным вопросам рассматриваемой темы, которые озвучиваются в рамках лекций, практических занятий по предложенному списку литературы.

Подготовка доклада
При подготовке доклада обучающиеся самостоятельно изучают группу источников по определённой теме, которая, как правило, подробно не освещается на лекциях.
Цель подготовки доклада – овладение навыками анализа и краткого изложения изученных материалов в соответствии с требованиями, а также создание наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде, то есть создание докладов - презентаций расширяет методы и средства обработки и представления информации и формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Доклады - презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. Основные этапы подготовки доклада - презентации:
 выбор темы;
 консультации научного руководителя;
 работа с источниками, сбор материала;
 написание текста доклада;
 оформление рукописи, создание презентационного материала;
 выступление с докладом перед аудиторией.
Подготовка доклада – презентации позволяет обучающемуся основательно изучить интересующий его вопрос, изложить материал в компактном и доступном виде, привнести в текст полемику, приобрести навыки научно-исследовательской работы, устной речи, ведения научной дискуссии. В ходе подготовки доклада – презентации могут быть подготовлены раздаточные материалы.
Доклады – презентации могут зачитываться и обсуждаться на семинарских занятиях, студенческих научных конференциях.

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала по теме или блоку тем, где акцент делается на изучение причинно-следственных связей, раскрытию природы явлений и событий, проблемных вопросов. Для подготовки необходима рабочая программа дисциплины с примерами тестов, учебно-методическим и информационным обеспечением. На кафедре должен быть подготовлен фонд тестов и контрольных заданий, с которыми обучающихся не знакомят.

Подготовка к зачету
Промежуточная аттестация по дисциплине «Криминальная психология» проводится в соответствии с Учебным планом на 2 курсе в форме зачета. Студенты допускается к зачету по дисциплине в случае выполнения ими учебного плана по дисциплине: выполнения всех заданий и мероприятий, предусмотренных программой дисциплины (по формам текущего контроля). В случае наличия учебной задолженности студент отрабатывает пропущенные занятия на консультациях. Зачет принимает лектор. Оценка знаний студента на зачете носит комплексный характер и определяется его:
-ответом на зачете (на вопросы из предложенного списка);
-учебными достижениями в семестровый период.
Знания, умения, навыки студента на зачете оцениваются оценками: «зачтено», «не зачтено».