МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика медиасистем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ЖТиММР-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика медиасистем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать общее представление о современных моделях средств массовой информации и факторах, определяющих их становление и развитие, сформировать понятийный аппарат дисциплины, познакомить студентов с особенностями медиасистем в России и за рубежом в целом, изучить основные модели медиасистем, рассмотреть национальные особенности моделей медиасистем, вывить факторы их унификации.
Задачами дисциплины являются:
изучение современного состояния системы средств массовой коммуникации и информации, ее инфраструктуры, а также основных организационных форм медиаиндустрии; понимание базовых типологических признаков различных медиасистем, а также их основных отличительных черт; овладение навыками профессиональной деятельности с учетом специфики средства медиасистем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен для принятия профессиональных решений анализировать актуальные тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
ПК-3 Способен организовать работу и руководить предприятием (подразделением) в современной медиаиндустрии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.политические, экономические факторы, правовые и этические нормы, регулирующие развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать деятельность предприятия (подразделения) на временную перспективу, распределять кадровые и финансовые ресурсы в соответствии с решаемыми задачами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками моделирования индивидуальных и коллективных профессиональных журналистских действий в зависимости от условий конкретной медиакоммуникационной системы; навыками работы на предприятии и оценивания его эффективности по профессиональным индикаторам.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Системы и модели СМИ в современном обществе
1.1. Целостность системы СМИ Лекции 2 4 ОПК-5, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Типологические признаки печатного издания Практические 2 4 ОПК-5, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Основные тенденции формирования и функционирования систем СМИ России и зарубежных стран Лекции 2 2 ОПК-5, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Типологическая структура СМИ. Методы и методики типологического анализа Практические 2 2 ОПК-5, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Виды стратегий медиасистемы Лекции 2 2 ОПК-5, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Медиасистема России Сам. работа 2 4 ОПК-5, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Основные сегменты телевидения Российской Федерации, его перспективы, закономерности развития, проблемы, слабости и угрозы Сам. работа 2 6 ОПК-5, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Перспективы онлайновых СМИ в РФ и в западной журналистике Сам. работа 2 4 ОПК-5, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. 2. Национальные системы печатных, аудиовизуальных СМИ: типологические особенности
2.1. Специфика периодической печати в системе СМИ Лекции 2 2 ОПК-5, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Создание модели мультимедийного интернет-издания по плану, предложенного преподавателем Сам. работа 2 34 ОПК-5, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Типология печатных изданий с точки зрения функционально-тематической направленности Лекции 2 2 ОПК-5, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Проблемы и перспективы развития телесистемы РФ Системные особенности современного радиовещания Практические 2 2 ОПК-5, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Информационные агентства как развивающаяся подсистема СМИ Практические 2 2 ОПК-5, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Типология электронных СМИ Практические 2 2 ОПК-5, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. О. Алексеева и др. Интернет – СМИ: теория и практика : учебное пособие Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации : учебник для вузов КноРус, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение: учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
Л2.2 Мансурова, Валентина Дмитриевна Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации : монография Изд-во АлтГУ, 2002 elibrary.asu.ru
Л2.3 Мандель, Б.Р. Некоторые актуальные проблемы современной науки : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233061
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э2 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э3 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.