МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культура речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2020-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Н.В. Панченко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Н.В. Панченко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса
Цель курса - сформировать у студентов-филологов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.

2. Задачи курса:
В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ
1) дать представление о коммуникативной сущности понятия нормы и предмете ортологии; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; о связи ортологии с культурой речи, стилистикой и риторикой; показать диалектическую связь категорий нормативности и креативности, нормы и выбора (уместности);
2) сформировать представление о взаимодействии нормативного плана языка с его системным устройством и функциональным планом; онтологического аспекта языка с регламентацией его функционирования и – соответственно - предписательного аспекта лингвистики с описательным (объективистским); дать понятие о формах установления нормативности и его типах: стихийно-языковой, кодификационной, правовой;
3) показать структурно-уровневое и функциональное разнообразие норм в языке;
4) дать понятие о нормативном плане текста и его системном устройстве, подчиненном коммуникативному заданию;
5) дать знания о истории и современном состоянии ортологии, связи ортологии с другими лингвистическими дисциплинами.

В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ

1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
2) дать знания об основных ортологических словарях и пособиях;
3) сформировать умения комплексной оценки текста в аспекте нормативности;
4) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте;
5) способствовать формированию исследовательских умений, предметом которых выступают нормативные и ненормативные явления русского языка;
6) сформировать умения решать прикладные задачи с ортологическим содержанием.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
ПК-4 способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о коммуникативной сущности понятия нормы; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; о связи языковой нормы с культурой речи, стилистикой и риторикой; показать диалектическую связь категорий нормативности и креативности, нормы и выбора (уместности).
3.2.Уметь:
3.2.1.1)раскрыть содержание основных понятий языковой нормы, ее аспектов, уровней и планов; представлять их как систему;
2)работать с различными лексикографическими источниками, давать правильную оценку их рекомендациям;
3)продуцировать собственные речевые произведения в соответствии с требованиями нормативности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками осуществления системного культурно-речевого анализа текста, опираясь на полученные знания и умения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Объект и предмет культуры речи Лекции 1 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Диалектическая природа нормы Лекции 1 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Нормативная оценка языковых вариантов Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте Лекции 1 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.5. История развития взглядов на понятие «норма». «Норма» в современных исследованиях. Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.6. Объект и предмет культуры речи Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Орфоэпические нормы русского языка. Современные тенденции их развития
2.1. Русское литературное произношение и проблемы его кодификации Лекции 1 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Трудности современного русского литературного произношения Лекции 1 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития
3.1. Общая характеристика русского ударения Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.2. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах и производных словах, а также в заимствованных словах Практические 1 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.3. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.4. Орфоэпические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Лексические нормы русского языка. Современные тенденции их развития
4.1. Понятие лексической нормы. Практические 1 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.2. Лексическая парадигматика и синтагматика в ортологическом аспекте. Сам. работа 1 6 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.3. Лексическая вариативность и функциональные разновидности русской речи. Практические 1 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.4. Лексические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития.
5.1. Специфика синтаксической нормы. Практические 1 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.2. Нормы порядка слов в русском предложении. Практические 1 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.3. Нормы координации подлежащего и сказуемого. Сам. работа 1 6 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.4. Нормы согласования и нормы управления Практические 1 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.5. Нормы построения осложненного и сложного предложения. Практические 1 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.6. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 6. Культура речи и эффективность общения
6.1. Текст как объект культуры речи: ортологический, функциональный и этический аспект. Лекции 1 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
6.2. Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. Сам. работа 1 6 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
6.3. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка. Практические 1 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
6.4. Культура речи и эффективность общения Сам. работа 1 6 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерные типы заданий для контрольных работ :
Раздел 1.
1. Выполните комплексный ортологический анализ языкового употребления с учетом различных критериев нормативности (задание выполняется по индивидуальным вариантам)
1). Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче.
2). Каждый гражданин имеет право уплаты налогов.
3). Для домашних насекомых в магазине ничего нет…(см. пособие)

2. Ответьте на вопрос:
1). Языковой вариант как основная единица ортологии. Типы вариантов в соответствии с уровнями языковой системы. Формальная вариативность и синонимия. Объем ортологического анализа: ортология и стилистика.
2). Нормативная оценка вариантов: императивные и диспозитивные нормы; вариативность в пределах нормы - вариативность за пределами нормативности.
3). Языковая норма как лингвистическое понятие. Соотношение понятий «система» - «норма» - «узус» - «фатис». Динамическая теория нормы (Л.И. Скворцов).
4). Социальная природа норм, общественные факторы языкового развития.
5). Внутренняя противоречивость нормы. Концепция нормы на основе диалектических оппозиций: объективность – оценочность, консерватизм – динамичность, безвариантность – вариативность, всеобщность – локальность, единство – дифференцированность, психологическая отмеченность– нейтральность.
6). Языковая норма в диахроническом аспекте. Причины изменения норм: экстралингвистические и собственно лингвистические. Законы языкового развития: закон аналогии, закон экономии языковых средств, закон противоречия.
7). Механизм изменения норм. Понятие «колебание нормы». Пути развития вариантности. Определение тенденций в развитии нормы и возможности прогнозирования языковых изменений.
8). Языковая норма в синхронном аспекте. Принцип коммуникативной целесообразности нормы и понятие уместности – неуместности употребления. Шкала нормативности.
9). Понятие «речевая культура» и «коммуникативная компетенция». Типы речевой культуры в СРЯ. Языковая личность как носитель речевой культуры. Пуризм и либерализм в оценках языковых фактов.
10). Нормализаторская деятельность и ее основные направления. Кодификация как разновидность нормализаторской деятельности. Принципы кодификации. Критерии нормативности языкового факта (системный, узуальный, критерий функциональной мотивированности, аксиологический критерий, критерий нормативного окружения).
11). Причины нарушения норм. Преднамеренные и непреднамеренные отступления от нормы. Понятие «языковая игра», «стилистический прием», «речевая ошибка», «стилистическая ошибка». Конструктивность – деструктивность нарушений нормы как ортологический параметр (соответствие кодификации объективному состоянию языка). Оценка нарушений по степени их существенности: шкала нормативности.
12). История развития взглядов на понятие «норма». Подход к норме в рамках сравнительно-исторического направления, формирование понятия в недрах структурализма. Идеи Пражского лингвистического кружка и их развитие в советском и постсоветстком языкознании.
13). История развития взглядов на понятие «норма». Функциональное расширение понятия «норма» в современных ортологических исследованиях.

Раздел 2.
1. Определите кодифицированное произношение следующих слов: бифштекс, термос, маневры, блеклый, булочная…. (задание выполняется в аудитории и включает выборочный материал из упражнений 1-6 данного раздела).
2.Запишите под диктовку следующие слова: инцидент, прецедент, констатировать, компрометировать, насмешка, дерматин…(задание выполняется в аудитории и включает выборочный материал из упражнений № 7, 8).

Раздел 3.
1. Расставьте нормативные ударения (задание выполняется по индивидуальным вариантам в аудитории).
1) Августовский, алкоголь, алфавит, бармен, быть в фаворе, баловать, вальпургиева ночь, вероисповедание, визирь, гастарбайтер, гастрономия, генезис, жалюзи, жерло, жако, завидно, завсегдатай, закупорить, изрешетить истопник, индиго, каталог, квартал, коклюш, лекция начата, лущить, лососина, памятуя, пандемия, парвеню, партер, пасквиль, патриархия, регент, ритор, рожки (макаронное изделие), сальдовая ведомость, селянин, сегун, сдвоить.
2) …(см. пособие)
2. Выполните комплексный ортологический анализ акцентного варианта по схеме ортологического анализа: фетиш, феномен, диспансер, ракурс, хаос, генезис, катарсис, комбайнер…. (задание выполняется по индивидуальным вариантам: каждый студент выполняет анализ одного слова; проверочное задание предлагается в качестве домашней контрольной работы).


Раздел 4.
1. Найдите в тексте нарушения норм словоупотребления, дайте им ортологический комментарий и исправьте контекст (текст прилагается).

Раздел 5.
1. Выполните анализ контекстов, пользуясь схемой ортологического анализа языковых вариантов. 1). Проведена переаттестация аспирантов, тщательно пересмотрены программы кандидатского минимума, формы подготовки и руководства аспирантами. 2). Автор не согласился с оценкой критики его романа. 3)… (задание выполняется по индивидуальным вариантам: каждый студент выполняет анализ одного предложения, проверочное задание предлагается в качестве домашней контрольной работы).
2. Отредактируйте предложения, устранив грамматические ошибки.
1). Наряду с составлением словарей, русские лингвисты разрабатывают теоретические вопросы лексикологии. 2). При невыполнении данного пункта договора заказчик обязуется выплатить в размере 0,1% стоимости готовой продукции неустойку за хранение продукции. 3)…
3. Найдите в тексте нарушения языковых норм, дайте им ортологический комментарий и исправьте контекст (текст прилагается).

Раздел 6.
1. Выполните комплексный ортологический анализ текста (схема анализа приведена в пособии; текст прилагается).
Образец:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к коллективному договору на 2001 – 2003 гг.
3. Условия приема и увольнения. Обеспечение занятости.
…3.1. Стороны исходят из того, что трудовые отношения при поступлении преподавателей на работу оформляются заключением срочного до 5 лет письменного трудового договора (контракта) и издания приказа. В содержание трудового договора включаются показатели, определяющие существенные условия труда.
Отв. ректор.
3.2. Работодатель обязан знакомить под роспись вновь принимаемых работников с приказом о приеме на работу. Правилами внутреннего трудового распорядка, должносной инструкцией, уставом АГУ, коллективным договором и другими локальными актами АГУ.
Отв. ректор, начальник УК.

1. Иллокутивная функция высказывания – установление трудовых отношений, прав и обязанностей членов трудового коллектива.
2. Тема – правила приема и увольнения сотрудников организации.
3. Деловая сфера общения, письменная форма речи. Речь официальная, подготовленная, монологическая, РЖ – договор.

4. В тексте встречаются следующие вариативные формы:
4.1. поступление на работу – прием на работу: неравноправные варианты, вариант 1 разговорный, новый, поэтому в официально-деловой речи более предпочтителен 2 вариант.
4.2. включаются показатели, определяющие существенные условия труда – оговариваются существенные условия труда: неравноправные варианты, второй предпочтителен по причине большего соответствия принципу точности речи, а также принципу экономии речевых средств.
4.3. с правилами внутреннего трудового распорядка – с правилами внутреннего распорядка: неравноправные варианты, второй предпочтителен по причине большего соответствия принципу точности речи, а также принципу экономии речевых средств.

5. В тексте встречаются формы, не соответствующие норме:
5.1. заключение письменного трудового договора – заключение трудового договора: плеоназм, нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено стремлением к гиперкоррекции и слабым владением нормой. Требуется выбор 2 варианта.
5.2. срочного до 5 лет договора – договора сроком до 5 лет. Грамматическая ошибка: падежная форма словосочетания «до 5 лет» не мотивирована окружением. Нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено ослаблением самоконтроля. Требуется выбор 2 варианта.
5.3. заключением договора и издания приказа - …и изданием приказа: грамматическая ошибка, нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено ослаблением самоконтроля. Требуется выбор 2 варианта.
5.4. знакомить под роспись – знакомить: употребление слова «роспись», во-первых, является нарушением нормы словоупотребления (треб. «подпись»), а во-вторых, функционально не оправданно. Общепринятая техника оформления юридически значимых актов не требует фиксации в коллективном договоре.
5.5. знакомить с приказом. Правилами… - знакомить с приказом, правилами…: пунктуационная ошибка, нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено ослаблением самоконтроля. Требуется выбор 2 варианта.
5.6. с должносной инструкцией – должносТной: орфографическая ошибка, нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено слабым владением нормой. Требуется выбор 2 варианта.

Исправленный вариант текста:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к коллективному договору на 2001 – 2003 г.
3. Условия приема и увольнения. Обеспечение занятости.
…3.1. Стороны исходят из того, что трудовые отношения при приеме преподавателей на работу оформляются заключением трудового договора (контракта) сроком до 5 лет и изданием приказа. В настоящем трудовом договоре оговариваются существенные условия труда. Отв. ректор.
3.2. Работодатель обязан знакомить вновь принимаемых работников с приказом о приеме на работу, правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией, уставом, коллективным договором и другими локальными актами АГУ. Отв. ректор, начальник УК.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Функционально-стилистические основы анализа языковых вариантов
Акцентные нормы
Орфоэпические нормы
Синтаксические нормы
Функционально-стилистические основы анализа текста
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фатеева И. М. Культура речи и деловое общение: учебное пособие: учебное пособие М.: МИРБИС, Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие М.: Проспект, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 А. В. Голубева, З. Н. Пономарева, Л. П. Стычишина ; под ред. А. В. Голубевой. Русский язык и культура речи: Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/9CD6E853-E185-4CE6-AE25-09BF912E8EEF.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. : учебное пособие М.: Просвещение // ЭБС "Университетская библиотека online", 1978 biblioclub.ru
Л2.2 В. Д. Черняк [и др.] ; под ред. В. Д. Черняк Русский язык и культура речи : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/18123737-25B1-4814-A50D-CA80986AA535
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка
Э2 www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э3 www.google.ru – поисковая система google
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины