МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания клинической психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Мардасова Татьяна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания клинической психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета). (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями по проблемам теоретико-практических основ методики преподавания клинической психологии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью формулировать цели, проводить учебные занятия с использованием инновационных форм и технологий обучения, разрабатывать критерии оценки результатов образовательного процесса, проводить супервизию педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.категориальный аппарат и научные методы познания;
основные методы и приемы работы с коллективом
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять педагогический процесс;
формулировать научно-исследовательские и научно-практические проблемы и использовать эвристические методы их решения;
применять основные методы и приемы в работе с коллективом;
самостоятельно найти, выбрать и использовать современные образовательные технологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой преподавания и воспитания;
способностью к саморазвитию и работе в коллективе;
методами педагогического проектирования;
современными образовательными технологиями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология учебной деятельности
1.1. Теория учебной деятельности Лекции 10 2 ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.2. Формирование ценностного отношения к учебной деятельности Практические 10 4 ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.3. Формирование ценностного отношения к учебной деятельности Сам. работа 10 11 ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Теория обучения
2.1. Методы активного обучения Лекции 10 4 ПК-9 Л2.1, Л1.1
2.2. Современные образовательные технологии Практические 10 4 ПК-9 Л2.1, Л1.1
2.3. Современные образовательные технологии Сам. работа 10 11 ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Формы учебных занятий и методика их проведения
3.1. Роль и место лекции в вузе Лекции 10 4 ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.2. Семинарское занятие. Лабораторная работа. Коллоквиум. Самостоятельная работа Практические 10 4 ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.3. семинарское занятие. Лабораторная работа. Коллоквиум. Самостоятельная работа Сам. работа 10 12 ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Контроль знаний и умений, его значение и место в учебном процессе
4.1. Организационные принципы педагогического контроля Лекции 10 4 ПК-9 Л2.1, Л1.1
4.2. Традиционные и нетрадиционные формы контроля Практические 10 2 ПК-9 Л2.1, Л1.1
4.3. Контроль и оценка качества знаний Сам. работа 10 10 ПК-9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов В.В Общая и профессиональная педагогика: Учебник и практикум Издательство Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/37288DC1-4074-4EAC-BD6C-468AE95C7F3B.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Завалько Н.А. Эффективность научно-образовательной деятельности в высшей школе: Монография Флинта, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83133
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методика преподавания клинической психологии portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э5 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов.
В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.