МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология исследования в клинической психологии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 11

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 6 (11) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Лабораторные 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Методология исследования в клинической психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов психологического сознания и мышления, овладение категориями научной психологии, принципами и методами психологического исследования, подходами к
изучению психических явлений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: готовностью разрабатывать дизайн психологического исследования, формулировать проблемы и гипотезы, планировать и проводить эмпирические исследования, анализировать и обобщать полученные данные в виде научных статей и докладов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.критерии формулировки проблем и гипотез экспериментального исследования в психологии, виды планирования психологического исследования, особенности планирования и проведения эмпирического исследования, правила анализа и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать научные проблему и гипотезы экспериментального исследования в психологии, разрабатывать дизайн психологического исследования, планировать и проводить эмпирическое исследование, уметь анализировать и обобщать данные в виде научных статей и докладов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками формулировки проблем и гипотез экспериментального исследования в психологии, разработки дизайна психологического исследования, планирования и проведения эмпирического исследования, правила анализа и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. История эмпирического и теоретического метода
1.1. Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. Введение в теоретическое и эмпирическое знание Лекции 11 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.2. История эксперимента как общенаучного метода познания Лекции 11 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.3. Наука, псевдонаука, лженаука Лекции 11 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.4. Задачи исследовательской экспериментальной психологии, философия эксперимента как общенаучного метода познания. Единство темы, проблемы, гипотез, задач, цели и экспериментального планирования. Лекции 11 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.5. Задачи исследовательской экспериментальной психологии, философия эксперимента как общенаучного метода познания. Единство темы, проблемы, гипотез, задач, цели и экспериментального планирования. Лабораторные 11 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.6. Операционализация основных понятий своего экспериментального исследования. Валидность и надежность экспериментального исследования. Статистическая значимость и статистические ошибки Лабораторные 11 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Методология экспериментального психологического исследования. Экспериментальная проблема и гипотеза. Теория психологического эксперимента. Планирование эксперимента и контроль переменных. Квазиэксперимент.
2.1. Обыденная жизнь, научная терминология и проблема. Виды проблем, критерии научной проблемы. Правила формирования выборки испытуемых. Лекции 11 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.2. Методология экспериментального психологического исследования. Экспериментальная проблема и гипотеза. Планирование эксперимента. Способы контроля побочных переменных. Сам. работа 11 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.3. Методы контроля влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента. Квазиэксперимент. Лекции 11 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.4. 4. Контроль влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента.Типы переменных и способы формирования выборки Лабораторные 11 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.5. Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Нуль-гипотеза, ошибки первого и второго рода. Креативное мышление в науке Сам. работа 11 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.6. Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Нуль-гипотеза, ошибки первого и второго рода. Лабораторные 11 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Классификация исследовательских методов в психологии. Экспериментальные планы. Корреляционные исследования.
3.1. 1. Переменные в эксперименте. НП как фактор. Уровень, фактор и экспериментальное условие. Количество экспериментальных условий в однофакторном и многофакторном экспериментах Лекции 11 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.2. 2. Инструкция. Правила формулирования. Побочные эффекты неправильно сформулированной инструкции. Разработка идей для психологических исследований. Эмпирические индикаторы основных переменных. Сам. работа 11 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.3. Дискретная и непрерывная НП, меж- и внутригрупповая, управляемая и субъектная (субъективная) – особенности при экспериментальном планировании и взаимосвязь с типом измерительной шкалы. Лабораторные 11 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.4. Двух- и многоуровневые экспериментальные планы. Лабораторные 11 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 4. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Факторные экспериментальные планы
4.1. Факторный план: преимущества перед однофакторными планами, гипотзы. Основные эффекты и взаимодействие Сам. работа 11 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.2. Основные эффекты и взаимодействия в факторном эксперименте: гипотезы, рассчеты, визуализация, интерпретация Сам. работа 11 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.3. Виды организации, планирования и представления факторных экспериментальных планов: цифровая, матричная, латинская и греко-латинская формы и нестинг Сам. работа 11 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.4. Специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания) Сам. работа 11 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.5. Формы представления результатов факторных планов. Виды факторных планов Сам. работа 11 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.6. Виды взаимодествия: нулевое, сходящееся, расходящееся, пересекающееся. Примеры экспериментальных исследований. Визуализация и интерпретация результатов факторного эксперимента Сам. работа 11 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.7. Виды взаимодействия в факторном эксперименте. Наличие и отсутствие основных эффектов в факторном эксперименте. Количество испытуемых и исследовательских выборок как производная от типа факторного экспериментального плана. Сам. работа 11 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.8. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия Сам. работа 11 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.9. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. Сам. работа 11 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.10. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. Сам. работа 11 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 5. Измерение в психологии. Анализ и представление результатов психологического исследования. Математико-статистические методы анализа данных экспериментального исследования.
5.1. Дисперсионный анализ: однофакторный. Дисперчия меж- и внутрикгрупповая. Метод контрастов и апостериорных критериев. Программа SPSS Лабораторные 11 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
5.2. Многофакторный и многомерный дисперсионный анализ Лекции 11 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
5.3. Особенности ввода данных, рассчетов и анализа результатов многофакторных экспериментов и экспериментов с множеством зависимых переменных в программе SPSS с помощью дисперсионного анализа Лекции 11 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
5.4. Дисперсионный анализ с повторными измерениями как способ обработки данных эксперимента с внутригрупповой или внутригрупповыми независимыми переменными Лабораторные 11 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
5.5. Непараметрические критерии различия средних в подгруппах в анализе результатов одно- и многофакторных экспериментов в психологии Лекции 11 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Инструкция. Правила формулирования. Побочные эффекты неправильно сформулированной инструкции.
2. Постановка эмпирических вопросов касательно обыденных или философских вопросов, перевод проблемы с языка повседневности на язык психологической науки: примеры, аналитический разбор правил и ошибок формулировки. Эмпирический вопрос как основа экспериментальной гипотезы.
3. Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Креативное мышление в науке (включает процесс определения значимых связей между кажущимися бессвязными идеями и использование этих связей для создания экспериментов).
4. Нуль-гипотеза и альтернативная гипотеза в экспериментальном исследовании, вероятность ошибки первого и второго рода. Статистика вывода.
5. Стратегии построения исследовательских групп: рандомизация; попарный отбор; рандомизация с выделением страт; приближенное моделирование; репрезентативное моделирование; привлечение реальных групп.
6. Зависимая (ЗП) и независимая (НП) переменные. Виды НП, уровни НП, экспериментальные условия в однофакторном и многофакторном экспериментальном исследовании. Отношения между переменными.
7. Способы контроля побочных переменных: элиминация; создание константных условий; балансировка эффекта от действия внешних переменных; балансировка с выделением внешней переменной, экспериментальный план Соломона для четырех групп, контрбалансировка или позиционное уравнивание (прямое и обратное позиционное уравнивание); рандомизация.
8. Виды однофакторных экспериментальных планов: преимущества и недостатки, особенности планирования, реализации, примеры.
9. Виды многофакторных планов, основные эффекты и взаимодействия. Преимущества и недостатки многофакторных планов в эксперименте.
10. Виды дисперсионного анализа в задачах обработки данных однофакторных и многофакторных экспериментальных исследований с разных количеством факторов, разным типом независимы и зависимых переменных, разных количеством уровней факторов.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Факторные планы: основные эффекты и взаимодействие. Анализ известных экспериментов в клинической психологии.
2. Факторные планы: основные эффекты и взаимодействие. Анализ известных экспериментов в социальной психологии.
3. Факторные планы: основные эффекты и взаимодействие. Анализ известных экспериментов в возрастной психологии.
4. Феномен взаимодействия в факторных планах. Основное влияние в контрастных условиях второго фактора.
5. Анализ планов «личность-среда» в психологии.
6. Особенности применения одномерного дисперсионного анализа в обработке и интерпретации данных психологического эксперимента.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/85FF788E-B7F6-42D5-9D0D-1EB578BD8B77
Л1.2 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A2CE2C92-5AF7-42EF-97D9-DC6E56A346ED
Л1.3 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=277334
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сидоров П.И., Парняков А.В Клиническая психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2010 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970414071.html
Л2.2 Козьяков Р. В. Введение в клиническую психологию: Методическая литература Директ-Медиа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=241197
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Электронный курс в системе Moodle "Методология исследования в клинической психолоии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7228
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На зачет выносится два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».