МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Право и государство Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника создания и толкования правовых актов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_ТПА-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.юр.н., доцент, Моисеева О.Г.

Рецензент(ы):
к.юр.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Право и государство Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Право и государство Китая" являются глубокое усвоение магистрантами знаний об общих закономерностям возникновения и развития государства и права, а также особенностей китайского государства и правовой системы Китая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-12 способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-3: способы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня.
ПК-12: способы преподавания юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-3: совершенствовать и развивать интеллектуальный и общекультурный уровень.
ПК-12: преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-3: навыками совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня
ПК-12: теорией и методикой преподавания юридических дисциплин на высоком уровне.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Право и государство Китая.
1.1. История Древнего Китая. Лекции 3 2 ОК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.2. История Древнего Китая. Практические 3 4 ОК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.3. История Древнего Китая. Сам. работа 3 20 ОК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.4. Древнекитайское право. Лекции 3 2 ОК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.5. Древнекитайское право. Практические 3 4 ОК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.6. Древнекитайское право. Сам. работа 3 16 ОК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.7. История средневекового Китая Практические 3 4 ОК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.8. История средневекового Китая Сам. работа 3 10 ОК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.9. Решение задач по истории права Китая. Практические 3 4 ОК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.10. История Китая в Новое время. Сам. работа 3 16 ОК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.11. История Китая в Новое время. Практические 3 6 ОК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.12. Лабораторная работа. Составление словаря терминов. Лабораторные 3 2 ОК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.13. История права Китая империи Цин. Сам. работа 3 14 ОК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.14. История права современного Китая. Практические 3 4 ОК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Период Чжоу. Политическая борьба и поиск путей к объединению.
Образование централизованного государства в Китае (империя Цинь).
Своеобразие деспотии в Древнем Китае.
Общая характеристика древнекитайской политико-правовой мысли.
Политико-правовые взгляды Лао-цзы.
Конфуций о государстве и првае.
Мо-цзы о государстве и праве.
Шан Ян и школа легистов.
Общественный и государственный строй империи Хань. Реформы У-ди.
Реформы Ван Мана.
Источники и основные черты древнекитайского права.
Периодизация истории Китая в средние века.
Империя Цзинь. Реформы Сыма Яня.
Династий Суй и Тан.
Династия Сун. Реформы Ван Аньши. Нашествие чжурчженей.
Завоевание Китая монголами. Китай под властью монголов.
Свержение монгольского ига. Династия Мин.
Завоевание Китая манчжурами. Цинская династия в Китае.
Источники и основные черты средневекового китайского права.
Синьхайская революция 1911 г. и падение монархии.
Китай после первой мировой войны.
Государственный строй гоминьдановского Китая.
Национально-освободительная борьба против Японии.
Образование КНР.
Большой скачок и культурная революция 1958-1976 гг.
Китай на современном этапе.
Право империи Цин.
Право Китайской республики (1912-1949 гг.)
Начальный этап формирования права КНР.
Послеконституционное правотворчество 50-х гг.
Развитие правовой системы КНР (конец 70-х-90-е гг.).
Актуальные проблемы развития права на современном этапе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Политико-правовое учение Конфуция.
2. Политико-правовые идеи даосизма.
3. Политические и правовые взгляды Мо-цзы.
4. Политико-правовое учение китайского легизма.
5. Общественный и государственный строй империи Цинь.
6. Уголовное право Древнего Китая.
7. Общественный и государственный строй империи Тан.
8. Уголовное уложение династии Тан.
9. Общественный и государственный строй империи Цин.
10. Право Китайской республики (1912-1949 гг.)
11. Конституция КНР.
12. Развитие правовой системы КНР (конец 70-х-90-е гг.).
13. Актуальные проблемы развития права на современном этапе.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в Приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Цечоев В.К. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анисимова И.В. и др. История Китая: учебное пособие / эл. опт. диск (CD-ROM) АлтГУ, Ист. фак.- Барнаул : АлтГУ., 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Института государства и права РАН :http://www.igpran.ru/
Э2 Курс в мудл "Право и государство Китая" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении истории государства и права Китая необходимо обратить внимание на уяснение доктринальных основ правовой системы Китая, которые зародились еще в древности. Это, прежде всего конфуцианство и легизм. Необходимо рассмотреть историю зарождения этих учений, основные взгляды на государство, роль власти в обществе, характер и способы регулирования общественных отношений, понимание права, различие между «фа» и «ли».
Необходимо рассмотреть источники права Китая, роль традиции, морали, ритуала, религиозных воззрений в регулировании общественных отношений.
При характеристике имущественных отношений необходимо выделить категории вещных прав, форм собственности, обратив особое внимание на земельную собственность. Необходимо знать основания возникновения обязательств, гарантии их выполнения и ответственность за неисполнение.
При характеристике брачно-семейных отношений необходимо определить условия вступления в брак, права и обязанности супругов, правовое положение детей.
При характеристике уголовного права следует определить понятие преступления, дать классификацию преступлений в соответствии с концепцией «10 зол». Необходимо определить характер и цели наказания, особенности привлечения к уголовной ответственности за различные виды преступлений, влияние на тяжесть наказания пола, возраста и социального статуса потерпевшего и преступника, формы вины.
При характеристике судебного процесса необходимо установить органы правосудия, основания возбуждения и характер судебного процесса, способы расследования, доказательства.