МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техника и технология СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 77
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 1
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 77 77 77 77
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преп., Рюхов П.С.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Техника и технология СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф., д.ф.н., Е.В.Лукашевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой проф., д.ф.н., Е.В.Лукашевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями дисциплины является ознакомление студентов с технологическими особенностями производства медиапродуктов в средствах массовой информации, изучение основных произ¬водственных циклов их создания и освоение основными навыками работы с текстовыми и аудиовизуальными материалами, вовлеченными в циклы создания контента СМИ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-19 способностью понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах
ОПК-20 способностью использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ;
- об особенностях работы в условиях мультимедийной среды и конвергентной журналистики, методах и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика);
- о современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ;
- об особенностях технической базы и новейших цифровых технологиях, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ и мобильных медиа.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать в профессиональной деятельности цифровые и IT-технологии, цифровую технику, пользоваться основными операционными системами, программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов, визуальной, аудио- и аудиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода текстовой, графической, аудио- и аудиовизуальной информации, системами передачи и обмена информации,готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- оперативной подготовки материала с использованием различных знаковых систем (вербальной,фото-, аудио, видео -, графической и т.д.) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах;
- редактирования печатного текста, аудио-, видео- или интернет-материала и др., приведения его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;
- в разработке и коррекции модели, формата СМИ (издания, канала, передачи и пр.), разработке авторского медиапроекта;
- участия в производственном процессе выхода издания, теле-, радиопрограммы (верстка номера или программы, монтаж аудио-, видеоматериала и т.п.) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Печать
1.1. Взаимосвязь редакционных и полиграфических процессов;влияние технологии на дизайн. Развитие полиграфического производства в Алтайском крае. Лекции 1 2 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.2. Технологические процессы производства печатного издания: этапы развития полиграфической техники; понятие о печатной форме; основные способы печати; технологические процессы: допечатные, формные (изготовление печатных форм), печатные, послепечатная обработка; основные характеристики бумаги для печатной продукции. Практические 1 4 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.3. Знакомство с технологическими процессами набора и верстки «горячей» технологии и фотонабора (по образцам). Сам. работа 1 6 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.4. Компьютерная технология в полиграфии: ее суть, особенности, внедрение в полиграфическое производство; перераспределение технологических процессов при компьютерной технологии; компьютерное оборудование в редакциях и программное обеспечение. Продвижение издания на рынке. Дистрибуция. Сам. работа 1 2 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.5. Изучение источнико.Выполнение индивидуального домашнего задания: инфографика «Технологические процессы производства печатного издания». Сам. работа 1 10 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.6. Корректура текста Сам. работа 1 4 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Радио
2.1. История возникновения и становления радио как СМИ. Технические средства радиовещания. Физическая природа звука. Этапы развития звукозаписи. Микрофоны. Типы и диаграммы направленности. Лекции 1 2 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.2. Структура современного радиоэфира. Форматы радиовещания: информационное и развлекательное. Музыкальные радиостанции. Программирование эфира. Сам. работа 1 2 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.3. Организация современного радиовещания и перспективы развития. Государственное и коммерческое радио. Интернет-радио. Аудиоподкаст. Лекции 1 2 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.4. Подготовка фонограмм Сам. работа 1 8 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Телевидение
3.1. История возникновения и становления телевидения как СМИ. Технические предпосылки возникновения телевидения. Механическое (малострочное) телевидение. Электронное телевидение. Лекции 1 2 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.2. Технические средства телевидения. Камкордеры, штативы, монтажные станции. Монтаж: линейный, нелинейный; последовательный, параллельный, прямая склейка. Цветное телевиление. Видеозапись. Лекции 1 2 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.3. Организация современного телевидения и перспективы развития. Эфирное, кабельное, спутниковое телевидение. Передвижная телевизионная станция (ПТС). Телевизионный журналистский комплект (ТЖК). Интернет-телевидение, телевидение высокой четкости, объемное телевидение. Лекции 1 2 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.4. Знакомство с устройством и принципом действия видеоаппаратуры. Участие в организации и проведении видеосъемки. Знакомство с программами видеомонтажа. Монтаж учебного видеоматериала Лекции 1 2 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.5. Самостоятельное изучение разделов, проработка учебных пособий, подготовка к зачету Сам. работа 1 10 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.6. Проведение видеосъемки. Сам. работа 1 11 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.7. Монтаж учебного видеоматериала. Сам. работа 1 24 ОПК-19, ОПК-20 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.8. Зачет 1 13 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калмыков, А. А. Интернет-журналистика : учеб. пособие для вузов ЮНИТИ-[ДАНА], 2005
Л1.2 Сотникова, Ольга Павловна Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
Л1.3 Галкин, Станислав Илларионович Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вылегжанина, А.О. Организационный инструментарий управления проектом : Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275276
Л2.2 Клещев, О.И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие Архитектон, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455449
Л2.3 Киселев, А.Г. Теория и практика массовой информации: учеб. для вузов М.: КноРус, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Officе
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
216Д учебный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; аудиомагнитофон репортажный Marantz PMD - 2 шт.; музыкальный центр АЙВА; спутниковая антенна Супрал 0,6 м + 1 спутниковый ресивер Humax VA Ace+телевизор LCD SONY KDL-32U4000; видеомагнитофон "Kim"; DVD-плейер BBK DV 216 SI; DVD-плейер Sony DVP-NS308
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.