МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техника речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
курсовой проект: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 19 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 24 24 24 24 48 48
Сам. работа 48 48 12 4 60 52
Итого 72 72 36 28 108 100

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кулинкина Татьяна Юрьевна

Рецензент(ы):
д.ф.н., проф., Семилет Тамара Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Техника речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов-журналистов сознательного отношения к развитию и совершенствованию индивидуальных голосовых и дикционных навыков, необходимых для публичного выступления. Способствовать формированию аналитико-синтаксической деятельности студентов путем развития их логического мышления и создания теле-радио материалов разных жанров с учетом стандартов принятых в СМИ. Мастерство эфирного выступления - искусство, имеющее свои специфические особенности, требующие определенных речевых данных и способностей, специальных знаний и умений.

Задачи курса.
Выработать навыки выразительного «разговорного чтения» на основе знания законов логики речи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные особенности различных знаковых систем (вербальной, аудио-, видео-) в зависимости от типа СМИ; лексические, грамматические, орфоэпические нормы устной медиаречи; требования к стандартам, форматам и стилям аудиовизуальных СМИ.
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем в зависимости от типа СМИ; определять и фиксировать свои дикционные и голосовые недостатки, следовать указаниям педагога в подборе упражнений для устранения этих дефектов; пользоваться стандартными единицами и средствами выразительности звучащей речи в профессиональной коммуникации; определять тему, идею, жанр и формат теле- или радиосюжета; анализировать, оценивать и редактировать аудиовизуальные медиатексты в соответствии с технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способен выявлять основные особенности различных знаковых систем (вербальной, аудио-, видео-) в определенном аудио- и видеотексте; владеет навыками интонирования, выделение ключевых слов; способами голосоведения при озвучивании разных типов медиатекста; перспективным выражением мысли цельного медиатекста; нормами и средствами выразительности устной речи в процессе профессиональной коммуникации, журналистской деятельности; навыками анализа, оценки и редактирования сюжетов и уровня «разговорного чтения» сокурсников, определяет и фиксирует свои интонационные недостатки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Дыхание и голос
1.1. Освобождение голоса.Понятие «голосовой опоры». Постановка речевого дыхания. Освоение носового дыхания. Опора дыхания Практические 1 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Дыхательный и голосовой тренинг. Освоить носовое и фонационное дыхание. Составить индивидуальный дыхательно-голосовой тренинг Сам. работа 1 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Артикуляция и дикция
2.1. Дикция Произношение звонких / глухих сложных звукосочетаний типа «пти – бди…, кпти – гбди…, фти – вди… и т.д.» Практические 1 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Артикуляция свистящих и шипящих звуков. Диагностика индивидуальных дикционных недостатков. Артикуляция сонорных звуков и их звукосочетаний (рли – рлы…, лри – лры… и т.д.) Практические 1 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Артикуляционная гимнастика. Комплексный голосо-речевой и дикционный тренинг Сам. работа 1 6 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Составить тексты на свой дифектный звук. Сделать контрольную аудиозапись и сравнить с первой на наличие дикционных недостатков Сам. работа 1 8 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Нормы литературного произношения
3.1. Нормативность произношения гласных Практические 1 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.2. Нормативность произношения звукосочетаний согласных в слове, на стыке слов Практические 1 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.3. Нормативность произношения согласных и гласных в современных и классических текстах Практические 1 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.4. Подобрать упражнения, скороговорки и тексты для исправления индивидуальных недостатков. Контрольная аудиозапись. Анализ произношения своего и сокурсников. Сам. работа 1 6 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.5. Транскрибировать тексты на произношение гласных и звукосочетание согласных Сам. работа 1 6 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Законы логики в речевом действии.
4.1. Закрепление и совершенствование навыков длинного дыхания, голосоведения, усложненные дикционные тренинги Практические 1 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.2. Правила логического чтения. Практические 1 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.3. Знаки препинания в речевом действии. Практические 1 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.4. Законы интонации в речевом общении.Логические ударения.Пауза/ Словесное действие. Практические 1 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.5. Логика чтения художественных и информационных текстов Практические 1 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.6. Тренировка произношения гласных и согласных звуков в скороговорках, специально подобранных текстах и в бытовой речи Сам. работа 1 10 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.7. Составление рассказа из скороговорок на дифектные звуки и подготовить его к чтению Сам. работа 1 8 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета.
5.1. Формы общения с телерадиоаудиторией Практические 2 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.2. Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета. Этапы работы Практические 2 5 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.3. Чтение простых, сложных и сложносочиненных предложений по знакам препинания и следуя законам логического чтения Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.4. Действенный анализ текста Практические 2 7 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.5. Определение темы, идеи, жанра произведения, сверхзадачи исполнителя Практические 2 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.6. Чтение информационных текстов для теле и радио трансляции Практические 2 6 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.7. Редактирование и чтение информационных текстов с листа "в кадре" и "за кадром". Запись чтения на аудионоситель сравнительный анализ записи текстов Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Итогом освоения дисциплины является курсовой проект
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Курсовой проект «Прямая речь» представляет собой информационный продукт, подготовленный студентами и курируемый профессиональными журналистами-наставниками ГТРК «Алтай».
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бережная М.А. Телевизионный журналист: Основы творческой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов Аспект Пресс, 2017
Л1.2 А.Н. Петрова Искусство речи для радио- и тележурналистов: учебное пособие Аспект Пресс, 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Введенская Л. А. Риторика и культура речи : учеб. пособие для вузов : Феникс, 2010
Л2.2 Б. Д. Гаймакова, C. К. Макарова, В. И. Новикова Мастерство эфирного выступления: учеб. пособие Аспект Пресс, 2004
Л2.3 Штукарева, Е.Б. Культура речи и деловое общение: учебное пособие Перо, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445886
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Аудио и видео техника, Microsoft Office Word 2007
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на занятиях и в виде презентации отдельных фрагментов курсового проекта. В ходе работы у студентов формируются умения анализировать, оценивать и редактировать аудиовизуальные медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ, оформлять результаты исследований и т. д. Одновременно у студентов совершенствуются профессиональные умения и навыки владения техникой устной профессиональной речи.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Результаты представляются в форме презентации проекта «Прямая речь» для конкурса журналистского мастерства. На индивидуальных консультациях студенты могут обсудить проблему для создания медиапроекта, выяснить, как собрать и оформить необходимый материал. Основная задача по освоению дисциплины реализуется в режиме самостоятельного подготовки курсового проекта «Прямая речь» или его фрагмента.
Курсовой проект «Прямая речь» представляет собой информационный продукт, подготовленный студентами и курируемый профессиональными журналистами-наставниками ГТРК «Алтай». Курсовой проект оценивается исходя из отмеченных выше требований. При оценке учитываются инициативность, заинтересованность, неординарный подход к решению профессиональных задач и готовность к участию в творческой деятельности. Источником дополнительных баллов (не более 20) может быть высокая оценка шефа-наставника, курирующего отдельного студента.
Защита курсового проекта по дисциплине осуществляется публично в соответствии с методическими рекомендациями, предложенными в пособии «Подготовка и защита курсовых работ (проектов) по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика профиль «Теория и методика журналистского творчества», профиль «Мультимедийная журналистика» (уровень магистратуры)»: учебно-методическое пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018.