МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техника речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 115
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 115 115 115 115
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кулинкина Татьяна Юрьевна

Рецензент(ы):
д.ф.н., проф., Семилет Тамара Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Техника речи

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата). Утвержден 07.08.2014 г. № 951

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов-журналистов сознательного отношения к развитию и совершенствованию индивидуальных голосовых и дикционных навыков, необходимых для публичного выступления. Способствовать формированию аналитико-синтаксической деятельности студентов путем развития их логического мышления и создания теле-радио материалов разных жанров с учетом стандартов принятых в СМИ. Мастерство эфирного выступления - искусство, имеющее свои специфические особенности, требующие определенных речевых данных и способностей, специальных знаний и умений.

Задачи курса.
Выработать навыки выразительного «разговорного чтения» на основе знания законов логики речи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОПК-17 способностью эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности
ПК-3 способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные особенности эффективной коммуникации на русском языке в устной форме; лексические, грамматические и стилистические нормы; способен анализировать и оценивать нормы устной медиаречи; требования к стандартам, форматам и стилям аудиовизуальных СМИ.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знание основных особенностей эффективной коммуникации на русском языке в устной форме в профессиональной деятельности; пользоваться стандартными единицами разных уровней языка и средствами звуковой выразительности русского языка в профессиональной коммуникации; пользоваться стандартными единицами и средствами выразительности звучащей речи в профессиональной коммуникации; определять тему, идею, жанр и формат теле- или радиосюжета; анализировать, оценивать и редактировать аудиовизуальные медиатексты в соответствии с технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.нормами и средствами выразительности устной речи в процессе профессиональной коммуникации, журналистской деятельности; навыками анализа, оценки и редактирования сюжетов и уровня «разговорного чтения» сокурсников, определяет и фиксирует свои интонационные недостатки; лексическими, грамматическими, семантическими, стилистическими нормами и средствами выразительности звучащей речи в процессе профессиональной журналистской деятельности; способен использовать приемы эффективной коммуникации на русском языке в устной форме в профессиональной деятельности для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Дыхание и голос
1.1. Освобождение голоса.Понятие «голосовой опоры». Постановка речевого дыхания. Освоение носового дыхания. Опора дыхания Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Дыхательный и голосовой тренинг. Освоить носовое и фонационное дыхание. Составить индивидуальный дыхательно-голосовой тренинг Сам. работа 1 4 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Артикуляция и дикция
2.1. Дикция Произношение звонких / глухих сложных звукосочетаний типа «пти – бди…, кпти – гбди…, фти – вди… и т.д.» Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Артикуляция свистящих и шипящих звуков. Диагностика индивидуальных дикционных недостатков. Артикуляция сонорных звуков и их звукосочетаний (рли – рлы…, лри – лры… и т.д.) Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Артикуляционная гимнастика. Комплексный голосо-речевой и дикционный тренинг Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Составить тексты на свой дифектный звук. Сделать контрольную аудиозапись и сравнить с первой на наличие дикционных недостатков Сам. работа 1 8 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Нормы литературного произношения
3.1. Нормативность произношения гласных Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.2. Нормативность произношения звукосочетаний согласных в слове, на стыке слов Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.3. Нормативность произношения согласных и гласных в современных и классических текстах Сам. работа 1 4 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.4. Подобрать упражнения, скороговорки и тексты для исправления индивидуальных недостатков. Контрольная аудиозапись. Анализ произношения своего и сокурсников. Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.5. Транскрибировать тексты на произношение гласных и звукосочетание согласных Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Законы логики в речевом действии.
4.1. Закрепление и совершенствование навыков длинного дыхания, голосоведения, усложненные дикционные тренинги Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.2. Правила логического чтения. Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.3. Знаки препинания в речевом действии. Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.4. Законы интонации в речевом общении.Логические ударения.Пауза/ Словесное действие. Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.5. Логика чтения художественных и информационных текстов Сам. работа 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.6. Тренировка произношения гласных и согласных звуков в скороговорках, специально подобранных текстах и в бытовой речи Сам. работа 1 10 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.7. Составление рассказа из скороговорок на дифектные звуки и подготовить его к чтению Сам. работа 1 8 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета.
5.1. Формы общения с телерадиоаудиторией Практические 1 4 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.2. Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета. Этапы работы Сам. работа 1 5 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.3. Чтение простых, сложных и сложносочиненных предложений по знакам препинания и следуя законам логического чтения Сам. работа 1 8 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.4. Действенный анализ текста Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.5. Определение темы, идеи, жанра произведения, сверхзадачи исполнителя Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.6. Чтение информационных текстов для теле и радио трансляции Сам. работа 1 8 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.7. Редактирование и чтение информационных текстов с листа "в кадре" и "за кадром". Запись чтения на аудионоситель сравнительный анализ записи текстов Сам. работа 1 22 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.8. Экзамен 1 9 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для зачета:
Типовое практическое задание к зачету

К зачету студент должен представить к защите контрольную аудиозапись новостного текста и самостоятельный анализ речевых особенностей и соблюдения языковых норм (уровня речевой культуры) в профессиональной деятельности.
Этапы выполнения задания
1) Написать новостной текст для определенного СМИ, указать особенности формата и стиля этого СМИ.
2) Подготовить созданный Вами новостной текст к аудиозаписи.
3) Проанализировать звучание собственного голоса, дикционные недостатки, соблюдение языковых норм и т.п.
4) Составить для себя индивидуальный тренинг по развитию дыхания, совершенствованию и развитию голоса журналиста, повышению уровня речевой культуры и т.п. (с консультацией преподавателя).


Вопросы к экзамену:
Типовое практическое задание к экзамену

Разработать план теле- или радио- сюжета по заданной теме конкурса профессионального журналистского мастерства «Прямая речь» (см. положение о конкурсе). Написать и отредактировать текст содержания сюжета. Отснять, смонтировать и начитать отредактированный и отрепетированный текст. Организовать работу съемочной группы. Представить работу в определенные сроки в оргкомитет конкурса «Прямая речь». Подготовиться к презентации медиапродукта в группе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бережная М.А. Телевизионный журналист: Основы творческой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов Аспект Пресс, 2017
Л1.2 А.Н. Петрова Искусство речи для радио- и тележурналистов: учебное пособие Аспект Пресс, 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Введенская Л. А. Риторика и культура речи : учеб. пособие для вузов : Феникс, 2010
Л2.2 Б. Д. Гаймакова, C. К. Макарова, В. И. Новикова Мастерство эфирного выступления: учеб. пособие Аспект Пресс, 2004
Л2.3 Штукарева, Е.Б. Культура речи и деловое общение: учебное пособие Перо, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445886
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Аудио и видео техника, Microsoft Office Word 2007
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на занятиях и в виде презентации отдельных фрагментов практического задания. В ходе работы у студентов формируются умения анализировать, оценивать и редактировать аудиовизуальные медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ, оформлять результаты исследований и т. д. Одновременно у студентов совершенствуются профессиональные умения и навыки владения техникой устной профессиональной речи.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Результаты представляются в форме презентации авторского медиапроекта для конкурса журналистского мастерства «Прямая речь». На индивидуальных консультациях студенты могут обсудить проблему для создания медиапроекта, выяснить, как собрать и оформить необходимый материал. Основная задача по освоению дисциплины реализуется в режиме самостоятельного подготовки медиапроекта «Прямая речь» или его фрагмента.
На зачете студент должен представить к защите контрольную аудиозапись новостного текста и самостоятельный анализ речевых особенностей и соблюдения языковых норм (уровня речевой культуры) в профессиональной деятельности. Этапы выполнения задания: создание новостного текста для определенного СМИ, аудиозапись созданного новостного текста и анализ звучания собственного голоса, дикционных недостатков, соблюдения языковых норм и т.п. Составление индивидуального тренинга по развитию дыхания, совершенствованию и развитию голоса журналиста, повышению уровня речевой культуры и т.п. (с консультацией преподавателя). На ответ студенту отводится, как правило, 35 минут.
Экзамен проводится в виде презентации авторского медиапроекта для конкурса журналистского мастерства «Прямая речь», если студент выполнил необходимые практические задания и задания для самостоятельной работы, подготовил медиапроект для участия в конкурсе журналистского мастерства «Прямая речь». В ситуации, если студент не выполнил задания для самостоятельной работы и не принял участие в конкурсе «Прямая речь», он готовит индивидуальный проект для защиты на экзамене в соответствии с обозначенными выше требованиями.