МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обоснование уголовного закона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_УП,К,УИП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ю.н., профессор кафедры уголовного права и криминологии, Плохова Валентина Ивановна

Рецензент(ы):
канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и международного права , Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Обоснование уголовного закона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ю.н. Детков Алексей Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой профессор, д.ю.н. Детков Алексей Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- усвоение основных вопросов теории обоснования закрепления и толкования признаков составов преступлений;
- формирование у студентов навыков самостоятельного использования ее в реальной жизни, при толковании и применении норм права.
Непосредственными целями освоения дисциплины являются:
- усвоение современных представлений об уголовной политике; факторах, влияющих на криминализацию деяний, основных социальных и правовых основаниях криминализации деяний, взаимосвязи уголовного права с регулятивными и деликтными отраслями права; - углубленное изучение доктринального и судебного толкования признаков наиболее распространенных преступлений в сфере экономики с позиций теории обоснованности уголовно-правовых норм;
- формирование у студентов навыков обобщения судебной практики ЕСПЧ, Конституционного и Верховного Судов; применения норм международного права, Конституционных норм, принципов уголовного права при толковании и применении норм уголовного права и других деликтных отраслей права; оценки действующего законодательства, теории и практики с позиций теории обоснованности уголовно-правовых норм.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-2 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
ПК-15 способностью эффективно осуществлять правовое воспитание
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-2
основы профессиональной этики юриста
ОК-3
напрвления уголовной политики государства
ПК-2
проблемы толкования норм раздела 8, связанные как с некорректным закреплением признаков составов преступлений в УК РФ, так и толкованием их правоприменителями и исследователями.
ПК-2
социальные и правовые основы уголовного закона;
ПК-10
основы теории обоснованности уголовно-правовых норм.
ПК-15
-знать основы правового воспитания
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-2
оценивать принципы этики юриста и солюдать их при осуществлении профессиональной деятельности
ОК-3
давать оценку основным напрвлениям уголовно-праовой политики государства
ПК-2
толковать правовые позиции ЕСПЧ, Конституционного Суда РФ, норм раздела 8 УК РФ, судебной практики.
ПК-10
свободно использовать понятий и категорий дисциплины для токования уголовного закона
ПК-15
применять основы осуществления правового воспитания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-2
навыком соблюдения основных принципов этики юриста
ОК-3
навыком реализации основных направлений уголовно-праовой политки государства
ПК-2
толкования правовых позиции ЕСПЧ, Конституционного Суда РФ, норм раздела 8 УК РФ, судебной практики.
ПК-10
проведения мониторинга уголовного закона и смежных с ним составов правонарушений, опубликованной практики, на соответствие их общепризнанным принципам и нормам международного права, постановлений ЕСПЧ, Конституции РФ, постановлений Конституционного Суда РФ.
ПК-15
приемами эффективного осуществления правового воспитания

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, виды и содержание уголовной политики
1.1. Понятие, виды и содержание уголовной политики Лекции 3 2 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Понятие, виды и содержание уголовной политики Практические 3 4 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Понятие, виды и содержание уголовной политики Сам. работа 3 6 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Понятие криминализации (декриминализации) деяний. Факторы, влияющие на криминализацию деяний.
2.1. Понятие криминализации (декриминализации) деяний. Факторы, влияющие на криминализацию деяний. Лекции 3 2 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Понятие криминализации (декриминализации) деяний. Факторы, влияющие на криминализацию деяний. Практические 3 2 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Понятие криминализации (декриминализации) деяний. Факторы, влияющие на криминализацию деяний. Сам. работа 3 6 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Социальные основания составов преступлений
3.1. Социальные основания составов преступлений Практические 3 4 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Социальные основания составов преступлений Сам. работа 3 6 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Правовые основания составов преступлений
4.1. Правовые основания составов преступлений Практические 3 4 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Правовые основания составов преступлений Сам. работа 3 8 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Соотношение уголовного права с регулятивными отраслями права
5.1. Соотношение уголовного права с регулятивными отраслями права Практические 3 2 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Соотношение уголовного права с регулятивными отраслями права Сам. работа 3 5 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Соотношение уголовного права с деликтными
6.1. Соотношение уголовного права с деликтными Практические 3 4 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Соотношение уголовного права с деликтными Сам. работа 3 2 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках объекта и предмета наиболее распространенных составов преступлений в сфере экономической деятельности
7.1. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках объекта и предмета наиболее распространенных составов преступлений в сфере экономической деятельности Практические 3 2 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках объекта и предмета наиболее распространенных составов преступлений в сфере экономической деятельности Сам. работа 3 2 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках объективной стороны наиболее распространенных составов преступлений в сфере экономической деятельности
8.1. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках объективной стороны наиболее распространенных составов преступлений в сфере экономической деятельности Практические 3 2 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.2. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках объективной стороны наиболее распространенных составов преступлений в сфере экономической деятельности Сам. работа 3 4 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках субъективной стороны наиболее распространенных составов преступлений в сфере
9.1. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках субъективной стороны наиболее распространенных составов преступлений в сфере Практические 3 2 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
9.2. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках субъективной стороны наиболее распространенных составов преступлений в сфере Сам. работа 3 10 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 10. Лаборторный практикум
10.1. Лабораторный практикум Лабораторные 3 2 ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
6.1. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие уголовной политики. Идеи, составляющие современную уголовную политику.
2. Понятие и содержание уголовно-правовой политики. Уголовная политика и уголовное законодательство.
3. Уголовно-правовая политика в отношении преступлений в сфере экономики.
4. Понятие криминализации (декриминализации) деяний. Состояние разработанности проблем криминализации (декриминализации) деяний.
5. Факторы, влияющие на криминализацию деяний, на закрепление их признаков в УК. Основные и непосредственные, дополнительные и опосредованные факторы, влияющие на криминализацию деяний.
6. Социальные и правовые факторы криминализации деяний, закрепления их признаков в УК.
7. Общественная опасность деятельности как непосредственное криминологическое основание составов преступлений и деяния как признак преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ).
8. Компоненты категории «деятельность».
9. Особенности бездействия в составах преступлений против собственности.
10. Правила закрепления компонентов категории «деятельность» в признаках состава преступления.
11. Конституционные основы УК РФ. Особенности их применения в уголовном праве, правоприменительной деятельности.
12. Международные принципы и нормы, решения Европейского суда по правам человека и особенности их применения в уголовном праве.
13. Виды решений Европейского суда по правам человека, касающиеся уголовно-правовых норм, в том числе в отношении граждан России.
14. Виды постановлений Конституционного суда РФ, касающиеся уголовно-правовых норм.
15. Виды определений Конституционного суда РФ, касающиеся уголовно-правовых норм.
16. Преломление международных, конституционных норм и принципов уголовного права в категориях и институтах Общей и Особенной частей УК РФ.
17. Преломление конституционных, международных норм и принципов уголовного права в правоприменительной деятельности (всех уровней: от Верховного Суда РФ до мировых судов, следственной практик и практике других органов).
18. Понятие, содержание правовой категории «ограничение основных прав и свобод человека и гражданина».
19. Формальные критерии допустимости ограничения прав человека.
20. Материальные критерии допустимости ограничений прав человека.
21. Соотношение уголовного права с регулятивными отраслями права в российской юридической науке. Влияние доктринальной позиции на решение вопроса использования понятий, выработанных регулятивными отраслями права, в уголовном праве.
22. Бланкетность норм об ответственности за преступления в сфере экономики и связанные с ней особенности толкования их объективных признаков.
23. Бланкетность норм об ответственности за преступления в сфере экономики и связанные с ней особенности толкования их субъективных признаков.
24. Соотношение уголовного и других деликтных (административного, финансового, служебного) отраслей права в российской юридической науке. Влияние доктринальной позиции на решение вопроса использования понятий, выработанных охранительными отраслями права в уголовном праве.
25. Соотношение норм уголовного и административного законодательства. Способы законодательного закрепления «стыковых» норм УК РФ и КоАП РФ. Практика Конституционного Суда РФ и ЕСПЧ по этому вопросу.
26. Межотраслевая совокупность (кумуляция), коллизия правонарушений и их квалификация.
27. Виды ответственности и их мер в юридической науке. Теоретические и практические вопросы межотраслевой кумуляции разных видов ответственности, их мер.
28. Преломление непосредственных социальных и правовых оснований криминализации деяний в объективных и субъективных признаках хищения чужого имущества, в их толковании в теории и на практике.
29. Преломление непосредственных социальных и правовых оснований криминализации деяний в объективных и субъективных признаках иных преступлений против собственности, в их толковании в теории и на практике.
30. Преломление основных непосредственных социальных и правовых оснований при криминализации деяний, закреплении, толковании и применении объективных и субъективных признаков преступлений в сфере экономической деятельности, вошедших в список вопросов на ГЭК.
31. Преломление основных непосредственных социальных и правовых оснований криминализации деяний в объективных и субъективных признаках преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, при их толковании в теории и на практике.
32. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Определениях Конституционного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 189-О «об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Палькина Вячеслава Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»; от 05 марта 2013 г. № 323-О по жалобе гражданина Газаряна С.В. на нарушение его конституционных прав ч. 2 ст. 167 УК РФ; от 25 сентября 2014 г. №1873-О «об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Толоконниковой Н.А. на нарушение ее конституционных прав ч.2 ст. 213 УК РФ»; от 24 декабря 2012 г.№2358- О «об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Плеских Дениса Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 228, 2281 Уголовного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»; от 16 июля 2013 г. №1162-О «об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Филимонова Дмитрия Ивановича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации»
33. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлениях Конституционного суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 4-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 10 УК РФ, ч. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие УК РФ», ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» и ряда положений УПК РФ, касающихся порядка приведения судебных решений в соответствие с новым уголовным законом, устраняющим или смягчающим ответственность за преступление, в связи с жалобами граждан А.К. Айжанова, Ю.Н. Александрова и др.»; от 19 ноября 2013 г. №24 –П «по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 24, части второй статьи 27, части четвертой статьи 133 и статьи 212 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.А.Боровкова и Н.И.Морозова»
34. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 188 УК РФ в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян»
35. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 188 УК РФ, ч. 4 ст. 4.5, ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эпова»
36. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, предложенные в постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2011 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положения п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в связи с жалобой гражданки Г.В. Шикуновой»
37. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. № 30-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 90 УПК РФ в связи с жалобой граждан В.Д. Власенко и Е.А.Власенко».
38. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 марта 2011г. № 3-П «По делу о проверке конституционности части третьей ст. 138 УК РФ в связи с жалобами граждан С.В. Капорина, И.В. Коршуна и др.».
39. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г.№9-П «по делу о проверке конституционности положения ст. 199 УК РФ в связи с жалобой граждан В. С. Соколовского, Н.И. Таланова и др.»
40. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 года № 18-П «по делу о проверке конституционности части четвертой ствтьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобой гражданки Н.В. Урюпиной».
41. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении ЕСПЧ от 20 декабря 2011 года по делу «Финогенов и другие против РФ» (события в театре на Дубровке).
42. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении ЕСПЧ от 15 декабря 2005 г. по делу «Ваньян против РФ» (Жалоба № 53203/99).
43. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении ЕСПЧ от 9 октября 2008 г. по делу «Абрамян против Российской Федерации» (Жалоба № 10709/02) (переквалификация взяточничества на мошенничество).
44. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении ЕСПЧ от 22 октября 2009 г. «Пасько против Российской Федерации» (жалоба №69519/01) (сведения, составляющие государственную тайну, обратная сила закона, свобода выражения мнения)
45. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлениях ЕСПЧ от 22 января 2009 г. по делу «Боржонов против Российской Федерации» (Жалоба № 18274/04); от 6 ноября 2008 г.» Исмаилов против Российской Федерации» (жалоба №30352/03); от 8 октября 2009 г.» Аджигович против Российской Федерации» (жалоба №23202/05) (право собственности).
46. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм разъяснения ВС РФ, выраженные в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»; от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога" (п.7,8).
47. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм разъяснения, предложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 51 от 27 декабря 2007 г. «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»
48. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм разъяснения, предложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».
49. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм разъяснения, предложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 19 от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
50. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм разъяснения, предложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 г. № 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней".
51. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм разъяснения, предложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 г. № 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности".
52. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм разъяснения, предложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 г. № 24 (с последующими изменениями) "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. С. Капинус [и др.] ; под редакцией О. С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Наумов А.В., Кибальник А.Г. Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов М.: Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Наумова А.В., Кибальника А. Г. УГОЛОВНОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
Э2 2. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э3 3. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Э4 4. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э5 Курс "Обоснование уголовного закона" на Едином образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4299 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-справочные и поисковые системы и сайты:
1. СПС КонсультантПлюч (инсталированный рерс АлтГУ)
2. Электронная база данных "Scopus" (http:www.scopus.com);
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http: elibrary.asu.ru)
4. Научная библиотека Elibrary (http: elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по проведению преподавателями основных видов учебных занятий и педагогическому контролю

Учебные занятия по курсу проводятся в виде лекций, проведение семинарских занятий, написание реферата, проведение мини-исследований: обобщение практики Европейского Суда по правам человека (далее ЕСПЧ), Конституционного Суда, Верховного Суда, системное исследование «стыкового» с уголовным законодательством.
Занятия по дисциплине призваны:
- закреплять, углублять, расширять изученный ранее материал по международному праву, конституционному праву, уголовному праву;
- связывать теоретический материал с будущей профессиональной деятельностью;
- стимулировать творческую, поисковую активность магистрантов.
Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над курсом.
По данному курсу должны быть преимущественно использованы такие лекционные формы, как обзорная и проблемная лекции.
Семинарские и практические занятия являются основной организационной формой учебной деятельности по данному курсу. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных теоретических вопросов уголовно-исполнительного права. На семинарских занятиях магистранты овладевают и совершенствуют умения оценивать действующее законодательство, толкование его признаков с позиций теории обоснованности уголовно-правовых норм, формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки профессиональной деятельности.
В основе практического занятия лежит решение казусов (задач) в количестве, определяемом особенностями изучаемой темы.
Основные рекомендации по проведению семинарских и практических занятий:
1. Для проведения семинарских занятий заблаговременно студентам дается задание в виде теоретических вопросов по теме и казусов, которые они должны самостоятельно решить, ознакомившись с необходимым законодательным материалом, судебной практикой, прочитав учебную и иную литературу. На основе изученного материала студент вырабатывает собственное мнение по предложенным вопросам и казусам.
2. При подготовке к занятиям студент ориентируется на литературу, предложенную в планах семинарских и практических занятий. Использование студентами литературы в процессе подготовки к семинарским занятиям также может быть рекомендовано как преподавателем, читающим лекции, так и ведущим семинарские занятия. Вместе с тем, окончательный выбор литературы – право самих студентов.
3. По окончании изучения курса студент должен знать: основы теории обоснованности уголовно-правовых норм; существующие акты официального судебного толкования положений закона, закрепляющих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности; основные научно-теоретические направления в определении содержания признаков изучаемых составов преступлений; направления судебной практики, в том числе решений Конституционного Суда по делам о преступлениях в сфере экономики; важные для правовой системы России решения Европейского Суда.
Студент должен уметь самостоятельно оценивать судебную практику с позиций обоснованности толкования признаков составов преступлений в сфере экономики, производить их отграничение от норм регулятивных и деликтных отраслей права.
4. На занятиях преподаватель должен формировать у магистрантов навык обоснованной, деловой и спокойной критики учебной и научной литературы. Недостаточно просто вскрыть ошибки или пробелы – необходимо обосновать справедливость высказанных замечаний.
5. Необходимо учить студентов проявлять уважение к закону. В случаях, когда обнаруживаются ошибочные или неточные положения закона, его недостатки, пробелы, их следует проанализировать, выявлять причины, выработать рекомендации по совершенствованию положений закона.
6. Преподаватель постоянно должен следить за тем, чтобы студенты не допускали ошибок при использовании юридической терминологии, обращать внимание на культуру речи студентов (в кратких причастиях мужского рода осуждён, возбуждён ударение падает на суффикс –ён, в женском и среднем роде ударение смещается на окончание – осужденА, возбужденО. В полных причастиях всех родов ударение падает на суффикс –ённ – осуждённый, осуждённая, возбуждённое. Аналогично – ходАтайство (ходАтайствовать), а не ходатАйство).
7. В процессе семинара преподаватель обязан активно руководить ходом обсуждения темы, направлять его, ставить вопросы, которые обойдены вниманием выступавших. После развернутого обсуждения вопросов семинара преподаватель подводит итоги дискуссии. При этом преподаватель излагает мнение кафедры и собственное мнение по обсуждаемому на семинаре вопросу. Однако студент может и не согласиться с предложенными подходами. В этих случаях, магистрант обязан аргументировать свои выводы, основываясь на законе и изученной литературе.
8. При решении предложенных казусов преподаватели могут видоизменять их. После того как студентами обсуждены все значимые обстоятельства казуса и его вариантов, выработано итоговое решение, преподаватель делает вывод. Он дает правильное (с его точки зрения) решение казуса, кратко характеризует выступления студентов, отмечает допущенные ошибки и неточности. Если казус был составлен по материалам правоприменительной практики необходимо процитировать эти решения студентам и показать, почему правоприменитель пришел к таким выводам.
9. С учетом темы семинара, вопросов для обсуждения, избираются конкретные формы проведения семинара, которые могут быть различными:
1) традиционное обсуждение вопросов;
2) заслушивание докладов
При этом возможны следующие технологии проведения семинарского занятия в такой его форме:
а) «докладчик – активные слушатели», которые дополняют, задают вопросы, оценивают докладчика;
б) «докладчик – содокладчик»;
в) «докладчик – рецензент – оппонент».
Технология выбора тем докладов для семинара также может варьироваться:
- индивидуальный выбор предложенных тем,
- распределение тем преподавателем,
- самостоятельное дополнение перечня предложенных преподавателем тем магистрантами с объяснением такого выбора,
3) инновационные формы проведения занятия:
а) «дискуссия» - группы обсуждают актуальные проблемные вопросы «ЗА» и «ПРОТИВ»;
б) «конференция» - выступления студентов по обсуждаемой теме 5 – 7 минут;
в) «пресс-конференция» - студенты задают вопросы по обсуждаемой теме одному или нескольким студентам;
г) «мозговой штурм» и т.д.
Дополнительными видами организационных форм обучения по изучаемой учебной дисциплине являются консультации, факультативные занятия, научные и научно-практические конференции, круглые столы и т.д.
Контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебной деятельности студентов, мастерства преподавателя. Существуют традиционные формы контроля. Так, по времени контроль делится на текущий, тематический, рубежный, промежуточный, итоговый. По формам систему контроля составляют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные опрос, эссе, рефераты, курсовые, контрольные работы и др.
С целью обеспечения эффективности контроля за уровнем усвоения знаний по дисциплине предполагаются следующие виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Результирующая оценка формируется по результатам зачета, ответов на семинарских занятиях, качества реферата и 2 мини-исследований.
При выставлении итоговой оценки с целью ее объективности кроме того учитываются следующие факторы:
- активная работа студента во время семинарских и практических занятий;
- результаты контрольных заданий;
- качество подготовленных сообщений, эссе, докладов, рефератов и других работ;
- участие в конференциях, круглых столах по вопросам учебной дисциплины.