Закреплена за кафедрой | Кафедра уголовного права и криминологии |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z40_04_01_УП, УИП-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Лабораторные | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии
Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ю.н., Детков Алексей Петович, профессор
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является получение студентами уголовно-правовой специализации дополнительных знаний по вопросам соблюдения законности при отправлении правосудия, предупреждения преступлений в данной сфере, ознакомление с современными научными тенденциями по проблемам применения уголовного закона, защищающего интересы государства и права граждан в деятельности следственных учреждений и судов, формирования у студентов собственных представлений о содержании теории уголовного права в указанной области |
---|
Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.05 |
ПК-6 | способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Способы и особенности квалификации преступлений против правосудия, отнесеных к числу корупционных; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Квалификацировать преступления против правосудия, отнесенных к числу корупционных, выявлять основные проблемы в сфере квалификации преступлений против правосудия и предлагать пути их решения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками оценки практических ситуаций и применения к ним норм законодательства, предусматривающего ответственость за преступления против правосудия, отнесеных к числу корупционных. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Преступления против правосудия: понятие, система, общая характеристика: основные проблемы правоприменительной практики | ||||||
1.1. | Преступления против правосудия: понятие, система, общая характеристика: основные проблемы правоприменительной практики | Лекции | 2 | 1 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Преступления против правосудия: понятие, система, общая характеристика: основные проблемы правоприменительной практики | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Преступления против правосудия, связанные с причинением вреда личности | ||||||
2.1. | Преступления против правосудия, связанные с причинением вреда личности | Практические | 2 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Преступления против правосудия, связанные с причинением вреда личности | Лекции | 2 | 0 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Преступления против правосудия, связанные с причинением вреда личности | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Преступления, препятствующие реализации судебных актов как инструмент, обеспечивающих стабильность правовой системы государства и обеспечивающий неотвратимость исполнения судебных актов | ||||||
3.1. | Преступления, препятствующие реализации судебных актов как инструмент, обеспечивающих стабильность правовой системы государства и обеспечивающий неотвратимость исполнения судебных актов | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Преступления, препятствующие реализации судебных актов как инструмент, обеспечивающих стабильность правовой системы государства и обеспечивающий неотвратимость исполнения судебных актов | ||||||
4.1. | Преступления, препятствующие реализации судебных актов как инструмент, обеспечивающих стабильность правовой системы государства и обеспечивающий неотвратимость исполнения судебных актов | Практические | 2 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Преступления, препятствующие реализации судебных актов как инструмент, обеспечивающих стабильность правовой системы государства и обеспечивающий неотвратимость исполнения судебных актов | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Преступления против правосудия, препятствующие обеспечению нормальной деятельности суда и правоохранительных органов | ||||||
5.1. | Преступления против правосудия, препятствующие обеспечению нормальной деятельности суда и правоохранительных органов | Практические | 2 | 0 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Преступления против правосудия, препятствующие обеспечению нормальной деятельности суда и правоохранительных органов | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Зарубежный опыт противодействия преступлениям против правосудия | ||||||
6.1. | Зарубежный опыт противодействия преступлениям против правосудия | Лекции | 2 | 1 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Зарубежный опыт противодействия преступлениям против правосудия | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Причины и условия преступлений против правосудия и их предупреждение | ||||||
7.1. | Причины и условия преступлений против правосудия и их предупреждение | Практические | 2 | 1 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Причины и условия преступлений против правосудия и их предупреждение | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Лабораторный практикум | ||||||
8.1. | Лаборатоный практикум | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 9. Практическое занятие по решению практических задач | ||||||
9.1. | Практическое занятие по решению практических задач | Практические | 2 | 1 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 10. Контроль | ||||||
10.1. | Зачет | Зачет | 2 | 4 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1) Понятие правосудия как объекта уголовно-правовой охраны. 2) Общая характеристика судебной власти в Российской Федерации. 3) Система преступлений против правосудия. 4) Общая характеристика преступлений против правосудия: родовой объект преступлений, непосредственный объект преступлений. 5) Классификация преступлений против правосудия. 6) Эволюция ответственности за преступные посягательства в сфере осуществления правосудия. 7) Характеристика потерпевшего в результате совершения преступления против правосудия. 8) Общая характеристика специального субъекта преступлений против правосудия. 9) Общая характеристика субъективной стороны преступлений против правосудия. 10) Факультативные объекты преступлений против правосудия. 11) Характеристика квалифицирующих признаков преступлений против правосудия. 12) Общая характеристика ненасильственных способов совершения преступлений против правосудия. 13) Общая характеристика насильственных способов совершения преступлений против правосудия. 14) Уголовная ответственность за преступления, посягающие на осуществление конституционных принципов правосудия и ее уголовно-правовые и уголовно-процессуальные основания. 15) Общая характеристика преступления, посягающих на деятельность правосудия в соответствии с его целями и задачами 16) Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования. 17) Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследования. 18) Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования. 19) Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. 20) Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей. 21) Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности. 22) Неуважение к суду. 23) Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности. Способы фальсификации. 24) Заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод. 25) Заведомо ложный донос. 26) Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний. Основания и условия освобождения от уголовной ответственности. 27) Провокация взятки либо коммерческого подкупа. 28) Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя. 29) Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу. 30) Укрывательство преступлений. Основания освобождения от уголовной ответственности за укрывательство. 31) Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса. 32) Уголовная ответственность разглашение данных предварительного расследования. 33) Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера. 34) Уклонение от административного надзора. 35) Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи. 36) Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или ареста либо подлежащего конфискации. 37) Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. 38) Особенности освобождения от уголовной ответственности за преступления против правосудия. 39) Структура и динамика преступлений против правосудия. 40) Способы сокрытия и раскрытия, предупреждения преступлений против правосудия, совершаемых работниками правоприменительных учреждений. 41) Перспективы совершенствования законодательства, структурных изменений в системе правосудия, направленных на предупреждение данных преступлений. 42) Особенности расследования и судебного рассмотрения уголовных дел в странах англосаксонской системы правосудия. 43) Особенности расследования и судебного рассмотрения уголовных дел в странах континентальной системы правосудия. 44) Основные направления развития уголовной ответственности за преступления против правосудия в странах ближнего зарубежья и Таможенного Союза |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Рефераты 1. Система преступлений против правосудия. 2. Общая характеристика преступлений против правосудия: родовой объект преступлений, непосредственный объект преступлений, общая характеристика объективной и субъективной стороны преступлений, субъекты и их специальные признаки, факультативные признаки, групповое деление преступлений. 3. Общая характеристика потерпевшего от совершения преступления. 4. Эволюция ответственности за преступные посягательства в сфере осуществления правосудия. 5. Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности. 6. Незаконное освобождение от уголовной ответственности. 7. Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей. 8. Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. 9. Общая характеристика специального субъекта преступлений против правосудия. 10. Общая характеристика субъективной стороны преступлений против правосудия. 11. Факультативные объекты преступлений против правосудия. 12. Характеристика квалифицирующих признаков преступлений против правосудия. 13. Общая характеристика ненасильственных способов совершения преступлений против правосудия. 14. Общая характеристика насильственных способов совершения преступлений против правосудия. 15. Уголовная ответственность за преступления, посягающие на осуществление конституционных принципов правосудия и ее уголовно-правовые и уголовно-процессуальные основания. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС размещен в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сверчков, В. В. | Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
Л1.2 | Сверчков, В. В | Уголовное право. Особенная часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М. В. Бавсун, С. В. Векленко | Квалификация преступлений по признакам субъективной стороны : учебное пособие | Москва : Издательство Юрайт, 2022 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭУМК | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Сайт Верховного суда РФ | www.supcourt.ru. | ||
Э3 | Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU» | elibrary.ru | ||
Э4 | Сайт «Университетской библиотеки онлайн» | www.biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows; 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
108С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Представленую дисциплину целесообразно изучать системно. Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций и практических (семинарских) занятий. Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины. Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории уголовного права в части ответственности за конкретные виды преступлений и выработка навыков применения уголовного закона. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки решения казусов (задач). В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее: 1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой. Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления. Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона. При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как: - составление плана изученного источника; - перечисление основных выводов автора прочитанной работы; - формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника); - составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы). - написание конспекта. Изучение составов преступлений невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами. С учётом состава преступления самостоятельно определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному составу преступления, то разрешается использовать и более раннюю практику. В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/ Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/). Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты: - какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу; - по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами; - имели ли место ошибки в квалификации преступления и какие, при толковании каких объективных или субъективных признаков состава преступления они допускались, их причины; - имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами; - как решаются вопросы разграничения со смежными составами преступлений, возникают ли трудности у судов в этом вопросе и др. По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить. Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики. Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются: 1. Количество изученных примеров со ссылками на источники. 2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики. 3. Приложения: 3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения. 3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус). При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачёту. Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики. Объем реферата колеблется от 3 до 7 страниц. Оформляются работа на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г. (Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа: http://www.lib.asu.ru/slasu/arhiv/doc/oform.pdf). |