МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропология права
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ТПА-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права, Зеленин Юрий Александрович

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Антропология права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция квалификация (степень) "Магистр", утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.усвоение комплекса знаний о человеке как субъекте права; рассматриваемого одновременно в качестве главного объекта охраны правовой системы общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
ПК-3: готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-1:положения, сущность и содержание основных понятий и категорий антропологии права как основу высокого уровня профессионального правосознания
ПК-3: сущность права в человеческом измерении, его происхождение в контексте обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-1: оценить значимость будущей профессиональной деятельности на основе юридико-антропологического знания
ПК-3: осуществлять анализ нормативно-правовые актов и юридической практики с точки зрения определения статуса человека как субъекта права с целью обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-1: навыками проявления нетерпимого отношения к коррупционному поведению с учетом юридико-антропологического знания
ПК-3: защиты прав и интересов человека в правотворчестве и правоприменительном процессе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Антропология права как научная и учебная дисциплина Лекции 1 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Антропология права как научная и учебная дисциплина Практические 1 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Антропология права как научная и учебная дисциплина Сам. работа 1 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Человек как объект юридико-антропологического познания Лекции 1 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Человек как объект юридико-антропологического познания Практические 1 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Человек как объект юридико-антропологического познания Сам. работа 1 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.7. Происхождение человека и права Практические 1 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.8. Происхождение человека и права Сам. работа 1 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.9. Человек как субъект права Практические 1 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.10. Человек как субъект права Сам. работа 1 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.11. Механизм юридической защиты прав и законных интересов человека Лекции 1 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.12. Механизм юридической защиты прав и законных интересов человека Практические 1 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.13. Механизм юридической защиты прав и законных интересов человека Сам. работа 1 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.14. Антропология обычного права Практические 1 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.15. Антропология обычного права Сам. работа 1 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.16. Антропология корпоративного права Практические 1 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.17. Антропология корпоративного права Сам. работа 1 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.18. Антропология религиозных правовых систем Практические 1 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.19. Антропология религиозных правовых систем Сам. работа 1 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.20. Антропология современного западного позитивного права. Лекции 1 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.21. Антропология современного западного позитивного права. Практические 1 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.22. Антропология современного западного позитивного права. Сам. работа 1 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.23. Антропология российского права Лекции 1 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.24. Антропология российского права Сам. работа 1 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.25. Лабораторный практикум по теме "Антропология российского права". Юридико-антропологическая экспертиза проекта нормативно-правового акта Лабораторные 1 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Экзамен
2.1. Зачет 1 4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие антропологии права (юридической антропологии).
2. Предмет антропологии права.
3. Антропология права в сфере наук, изучающих правовую сферу жизни общества.
4. Функции антропологии права.
5. Методология антропологии права.
6. История антропологических знаний о праве.
7. Понимание человека в единстве духовных и физических характеристик.
8. Отличия человека от животного. Проблема места человека в природе.
9. Соотношение государства и общества, соотношение общества и личности: основные подходы.
10. Общество, государство, личность: проблема приоритета и её юридическое выражение в российском праве.
11. Современные представления о происхождении человека.
12. Теории происхождения права.
13. Традиционные и современные подходы к определению права (типы правопонимания).
14. Стадии развития права и перспективы права в современном мире.
15. Социо-нормативная система догосударственных обществ.
16. Общая характеристика правовых проблем жизни и деятельности человека.
17. Понятие субъекта права.
18. Классификация субъектов права.
19. Человек, личность, субъект: характер соотношения.
20. Понятие правового статуса и правового положения личности.
21. Структурные элементы правового статуса личности.
22. Субъективное право и юридическая обязанность: характер соотношения.
23. Ответственность личности: социально-правовая природа и роль в правовом статусе.
24. Правосознание человека: особенности структуры, роль и значение в правовом регулировании.
25. Общее понятие о законных интересах человека и необходимости их защиты.
26. Судебная защита прав и законных интересов человека.
27. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции.
28. Самозащита человеком прав и законных интересов: понятие, пределы.
29. Общественная (коллективная) защита прав и законных интересов человека.
30. Международные органы по защите прав человека и их роль в правовой системе России.
31. Самозащита человеком своих прав и законных интересов.
32. Защита человеком своих прав и законных интересов в условиях глобализации.
33. Понятие обычного права и соотношение с правовым обычаем.
34. Место обычного права в правовых семьях Запада и в российской правовой системе.
35. Правовая семья обычного права.
36. Человек в системе обычно-правовых норм и правоотношений: обычно-правовые аспекты возраста.
37. Человек в системе обычно-правовых норм и правоотношений: семейные отношения и отношения родства.
38. Человек в системе обычно-правовых норм и правоотношений: отношения собственности, в т.ч. собственность на землю.
39. Человек в системе обычно-правовых норм и правоотношений: разрешение конфликтов в обычном праве. Обычно-правовая ответственность.
40. Взаимодействие обычного права с иными правовыми системами. Правовая аккультурация.
41. Исторические типы корпоративного права. Средневековое цеховое и городское право в Европе. Сословное право.
42. Современность корпоративного права. Правовая культура Японии.
43. Соотношение корпоративного права с иными системами права.
44. Место человека в системе корпоративного права.
45. Корпоративно-правовая ответственность. Разрешение конфликтов по корпоративному праву.
46. Христианское учение о человеке. Человек в системах канонического права католической и православной церквей. Человек в нормативной системе протестантских течений.
47. Шариат – «закон жизни» правоверного мусульманина.
48. Человек в иудейском праве.
49. Человек в индусской правовой традиции.
50. Человек в китайской правовой традиции.
51. Религиозное понимание ответственности. Особенности ответственности по религиозному праву.
52. Западная традиция права: общая характеристика, истоки формирования.
53. Новоевропейская трактовка человека в системе его естественных прав и свобод.
54. Пределы личностных прав и свобод. Проблема эвтаназии.
55. Проблема семьи с точки зрения современного западного права.
56. Категория договора и категория принуждения в способах разрешения конфликтов в современном западном праве.
57. Общая характеристика места человека в правовой системе России на разных этапах её эволюции.
58. Личность в социалистическом праве.
59. Современные представления о правовом положении человека в России.
60. Антропологические реалии российского права.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Антропология права в трудах Г. Мэна (Мэйна).
2. Антропологические идеи в трудах Л.Г. Моргана.
3. Антропологические идеи в работах Ф. Энгельса и К. Маркса.
4. Концепция структурной антропологии К. Леви-Стросса.
5. Антропологическое учение Дж. Дж. Фрезера.
6. Учение о человеке в работах Рене Генона.
7. Человек и его место в мире согласно конфуцианской традиции.
8. Христианское учение о человеке.
9. Место человека в системе обычного права.
10. Место человека в системе мусульманского права.
11. Защита прав человека Европейским Судом по правам человека.
12. Самозащита человеком своих прав и законных интересов.
13. Антропология юридического конфликта.
14. Антропологическая школа уголовного права.
15. Субъективное право как общетеоретическая категория.
16. Психологическая характеристика субъекта права.
17. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции.
18. Антропология нормативных систем молодежных субкультур
19. Месть и возмездие по древнему праву.
20. Место человека в правовой культуре Японии.
21. Субъект права: основные подходы к понятию.
22. Право «тайных обществ» и его роль в формировании европейской правовой традиции.
23. «Обычное право» современных молодёжных субкультур и других неформальных групп населения.
24. Учение о человеке Н.А. Бердяева.
25. Стадии развития права и перспективы позитивного права в современном обществе.
26. Обычно-правовые аспекты возраста.
27. Обычно-правовые аспекты гендерных взаимоотношений.
28. Роль обычая и корпоративных норм в современном российском обществе.
29. Проявление принципа защиты прав и законных интересов «наиболее слабой стороны» в решениях Конституционного Суда РФ.
30. Устав об управлении инородцами 1822 г. и его роль в регулировании правового статуса коренных народов окраин Российской империи.
31. Феномен человека в работах П. Тейяра де Шардена.
32. Методология антропологических исследований Ф. Боаса и Б. Малиновского.
33. Вклад М.М. Ковалевского в юридическую антропологию и общая характеристика его трудов.
34. Учение о человеке Нила Доналда Уолша («Беседы с Богом. Необычный диалог»).
35. Право и обязанность как парные категории: характер соотношения.
36. Светская мораль: понятие и соотношение с обычными, религиозными и корпоративными правилами поведения.
37. Западная традиция права: общая характеристика, истоки формирования.
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт кафедры теории и истории государства и права https://tigp.wordpress.com/
Э2 сайт Института этнологии и антропологии Российской академии наук http://iea-ras.ru/
Э3 Курс в Moodle (Антропология права) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4499
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows;
Microsoft Office;
7-Zip;
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru).
Курс в Moodle (Антропология права): https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4499

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1.1. Занятия по дисциплине «Антропология права» проводятся на юридическом факультете.
1.2. Занятия проводятся в рамках направления «юриспруденция» по магистерской программе «Теория и история права и государства; история правовых учений».
1.3. На семинарские занятия выносятся, в первую очередь, темы, наиболее проблемные и сложные для понимания, требующие активного обсуждения и групповой работы. Большинство тем не охватывается содержанием лекций. Некоторые темы семинарских занятий предполагают решение задач и обсуждение этого решения, что в целом способствует формированию практических навыков студентов по применению антропологических знаний к конкретным жизненным ситуациям. В целом, тематика семинарских занятий обусловлена содержанием дисциплины.
1.4. Учебным планом на семинарские занятия отводится 28 часов для дневного отделения.
1.5. Темы семинарских занятий полностью соответствуют программе курса, методологически ею обусловлены.
1.6. При формулировании вопросов разработчик исходил, во-первых, из потребности заинтересовать студентов в обсуждении той или иной проблемы антропологии права, во-вторых, из возможности организовать рассмотрение вопроса в интерактивной форме, в форме деловой игры или диспута, а также исходя из значимости изучения вопроса для наиболее полного усвоения материала темы, и дисциплины в целом. Ряд вопросов предполагают освоение основ дисциплины, их знание проверяется в форме письменной самостоятельной работы. Максимальное количество баллов, которые может получить студент на одном семинарском занятии, равняется пяти.
1.7. Общая цель проведения семинарских занятий – углубить и расширить знания студентов в области юридической антропологии, усовершенствовать навыки применения правовых норм, а также аргументации своей точки зрения, формулирования вопросов, подготовки ответов на них, дискуссии и т.п.
1.8. Источники, рекомендованные для подготовки к семинарским занятиям в общем списке основной и дополнительной литературы, наиболее полно освещают содержание дисциплины. Они доступны к скачиванию с Интернет-сайтов, имеются в библиотеке, и представляют собой фундаментальные научные труды в области юридической антропологии. Без изучения этих источников не сформируется представление о проблемах данной учебной дисциплины.
1.9. Контроль по итогам изучения дисциплины «Антропология права» проводится в форме экзамена.

Тема 1. Методологические основы антропологии права

Методические рекомендации. Тема открывает курс юридической антропологии и носит вводный характер. Она подробно раскрыта в учебной литературе, внимание необходимо сосредоточить на нескольких моментах. Во-первых, на различиях в представлении о предметном поле юридической антропологии в отечественной и зарубежной гуманитарной науке, и о причинах таких различий. Сравните подходы Н. Рулана, А.И. Ковлера и И.Л. Честнова. Особое место занимает В.В. Бочаров, который предмет антропологии права обозначает термином «неписаный закон», и трактует его достаточно широко. Во-вторых, необходимо определить место юридической антропологии в системе наук вообще, наук гуманитарного цикла и наук о праве. В-третьих, выяснить своеобразие методологии антрополого-юридического знания и причины такого своеобразия. Стоит сказать, что наиболее важным методом получения такого рода знаний выступает метод включенного наблюдения, а в роли опорного методологического подхода выступает духовно-культурологический (цивилизационный) подход. Самым объёмным является шестой вопрос темы, но в учебной литературе, в частности, в размещенных в открытом доступе работах Н. Рулана и А.И. Ковлера, он освещён в необходимых пределах.

Тема 2. Человек как объект юридико-антропологического познания.

Методические рекомендации. Тема призвана дать общее представление о человеке, который в системе всех свойств и качеств его правового бытия выступает объектом юридико-антропологического познания. Стоит, конечно, учитывать, что в рамках такого познания объект и субъект познания совпадают, и всегда необходимо делать поправку на культурно-психологическую обусловленность полученных знаний. Предполагаемые ответы на поставленные в плане семинарского занятия вопросы носят дискуссионный, проблематичный и субъективный характер, и, скорее, должны выступать следствием саморефлексии на основе современных представлений о человеке, чем выражаться в форме раз и навсегда установленный теоретических постулатов. При ответе на четвертый вопрос требуется обращение к Конституции РФ, а также к отраслевому законодательству.

Тема 3. Происхождение человека и права.

Методические рекомендации. Тема призвана углубить знания, имеющиеся из курсов теории государства и права и истории государства и права, по проблематике происхождения права, понимания права как социо-культурного явления. Также определенное внимание уделяется происхождению человека и человеку в системе биологических видов. Важно уяснить закономерность и необходимость возникновения регулятивных систем догосударственных обществ, а также хорошо себе представить плюрализм, множественность социальных регуляторов, аналогичных праву. Полезно задуматься и ответить прежде всего самому себе на вопрос о принципиальных отличиях человека от животного, и об условности наших знаний о самих себе.

Тема 4. Человек как субъект права.

Методические рекомендации. Тема носит общетеоретический характер, вопросы, на первый взгляд, уже известные, предполагается более углубленное их изучение. Рекомендуются труды А.С. Архипова и В.Г. Павлова, И.Н. Васева и А.А. Рудакова. Необходимо обратить внимание на понимание субъекта права в связи с разграничением субъективного и объективного права, на принципиальные различия между субъективным юридическим правом и субъективной юридической обязанностью. При этом следует исходить как из юридической стороны вопроса, так и из фактического положения вещей. В свете рассмотрения человека как субъекта права интерес представляют проблемы эвтаназии, усыновления, положения детей в бракоразводном процессе. Также стоит осмыслить вопрос о субъектах права, не носящих антропологического характера – юридических лицах, социальных общностях, животных, вещах и т.п. При рассмотрении восьмого вопроса необходимо обратить внимание на различие в юридическом и общесоциальном понимании ответственности личности. Вопрос о правосознании завершает эту тему и позволяет суммировать знания о человеке как субъекте права и о его взаимосвязи и взаимодействии с правовыми явлениями и процессами.

Тема 5. Механизм юридической защиты прав и законных интересов человека.

Методические рекомендации. Необходимая тема как с точки зрения широкого понимания предмета антропологии права, так и в рамках социокультурной антропологии. Её изучение предполагает, помимо прочего ознакомление с практикой КС РФ, а также с практикой ЕСПЧ, чтобы получить наиболее полное представление о механизмах защиты прав и свобод человека на государственном и международном уровне, о возникающих казусах и способах их разрешения, применяемых Конституционным Судом РФ и Европейским Судом по правам человека. Немаловажен вопрос в рамках этой темы о пределах защиты прав человека, в том числе самозащиты, а также вопрос о допустимых пределах ограничения прав, свобод и законных интересов человека. В целом проблематика защиты прав человека завершает общую картину теоретических аспектов изучения правового бытия человека и ставит вопросы о конкретном выражении такого бытия в различных правовых системах, что раскрывает уже Особенная часть.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ.

Тема 6. Антропология обычного права.

Методические рекомендации. Тема открывает Особенную часть юридической антропологии. Обычное право выступает исторически первой нормативно-регулятивной системой и наиболее живучей формой жизни права в целом. Первые три вопроса посвящены теоретическим вопросам обычного права в современной юриспруденции, отвечают на вопрос о его юридическом и фактическом статусе. Четвертый вопрос представляет собой традиционную схему анализа обычного права в отечественной и зарубежной юридической антропологии. Для изучения рекомендуются любые научные работы по обычному праву, но классикой считаются труды Л.Г. Моргана, Г.С. Мэйна, Ф. Энгельса, Р. Дареста, М.М. Ковалевского. Пятый вопрос касается такого понятия, как правовая аккультурация, которое описывает взаимодействие правовых систем эпохи модерна с обычным правом туземных народов в колониальную эпоху и неудачную попытку «окультурить» эти народы, которые сразу же после падения системы колониализма вернулись во многом к традиционным своим регуляторам.

Тема 7. Антропология корпоративного права.

Методические рекомендации. Корпоративное право не менее традиционно присуще человеческому обществу, чем обычное. Его даже можно рассматривать в качестве разновидности обычного права, особенно в той части, которая не получила письменного закрепления. Среди современных культур в наибольшей степени пронизана корпоративно-правовым духом культура Японии, поэтому вопрос о ней вынесен отдельно. Главная особенность корпоративного права и главное его основание – это присутствие особого корпоративного духа, особого единства всех участников корпорации, что обусловливает и добровольность подчинения корпоративным нормам. В противном случае самое суровое наказание – это исключение из корпорации, лишение возможности приобщаться к этому корпоративному духу.

Тема 8. Антропология религиозных правовых систем.

Методические рекомендации. Наиболее сложная и неоднозначная тема, поскольку в своем завершенном виде предполагает довольно глубокое знакомство с постулатами той или иной религии или метафизического учения. Характерно, что официально принятое на сегодняшний день той или иной конфессией учение может и не совпадать с первоисточником религии (священной книгой), или вообще расходиться. Существует также множество нюансов, проблем, трактовок, противоречий, разного понимания одних и тех же постулатов, которые осложняют антропологическое понимание религиозного или метафизического учения. Главный вопрос, на который необходимо ответить – это сущность человека в том или ином учении, его место в мире, соотношение с мировым Первозаконом, если речь идет о восточной метафизике, или с Творцом – если об аврамических религиях и их производных. Важна также регулятивная роль религиозных норм при их столкновении с нормами позитивного права, выявляя которую можно определить в том числе и эффективность последнего. Незаменимую помощь при изучении этой темы способны оказать труды Рене Генона, в особенности «Общее введение в изучение индусских учений», а также работа Карен Армстронг «История Бога». Также многие вопросы о взаимоотношении права и власти с религиозными вероучениями раскрыты в трудах И.А. Исаева, в особенности в работах «Politica Hermetica: скрытые аспекты власти» и «Власть и закон в контексте иррационального».

Тема 9. Антропология современного западного позитивного права.

Методические рекомендации. Девятая и десятая темы курса юридической антропологии представляют собой его своеобразный итог, поскольку в рамках поставленных вопросов необходимо осуществить применение знаний о теоретических аспектах правового бытия человека и о его правовом бытии в традиционных правовых культурах к антрополого-юридическим проблемам современного западного и российского общества. В зарубежной юридической антропологии только в относительно недавних работах пробуждается, под влиянием исследований традиционных правовых систем, интерес к собственной правовой культуре, поэтому в работе Н. Рулана «Юридическая антропология» мы уже видим самостоятельную главу по данной тематике. По первому вопросу полезно перечитать работы Г.Дж. Бермана «Западная традиция права: эпоха формирования», а также М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Второй вопрос, помимо прочего, предполагает знакомство с трудами «просветителей» - Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спинозы, Ж. Бодена, И. Бентама и др., которые стоят у истоков новоевропейского понимания естественного права. По проблеме эвтаназии помощь окажут отраслевые юридические работы, связанные с уголовной ответственностью за убийство – труды С.В. Бородина, А.Н. Попова, Т.А. Плаксиной, О.С. Капинус и др. Наиболее трудный и неоднозначный – это четвёртый вопрос, тем более что в настоящее время понимание семейных вопросов в «Старой Европе» несколько меняется. Пятый вопрос Н. Рулан рассматривает отдельно, магистранты при желании могут с ним ознакомиться.

Тема 10. Антропология российского права.

Методические рекомендации. Довольно интересную попытку антропологически проанализировать российское право предпринимает А.И. Ковлер, поднимает наиболее интересные на его взгляд проблемы. Хороший материал по действующему в современной России обычному праву среди широких слоев населения, а также отдельных маргинальных групп, дает также В.В. Бочаров. Основная масса антрополого-юридических работ посвящена обычному праву национальных регионов Севера, Кавказа, Урала, отчасти – Сибири, в связи с чем это все рассматривается как своего рода экзотика. Хотя В.В. Бочаров убедительно показывает роль и значение обычно-правовых (корпоративных) норм во вполне современных коллективах людей. Необходимо учитывать непростую социокультурную ситуацию современной России, особенности её исторического развития, влияние этого развития на современность российского права. Юристам второй ступени подготовки в равной мере полезны «Антропология права» А.И. Ковлера и «Российская правовая система. Введение в общую теорию» В.Н. Синюкова. Антропологический характер носит и труд Р.В. Насырова «Человек как самоценность: к вопросу о формулировке статьи 2 Конституции РФ». Изучение названных трудов, осмысление всей в совокупности проблематики вопросов курса «антропология права» позволит магистрантам представить себе в полном объёме своеобразие правового бытия человека в нашей стране и в иных правовых культурах.