МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы служебных преступлений
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, УИП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии, Плохова Валентина Ивановна ;старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, Веснина Екатерина Павловна

Рецензент(ы):
доцент кафедры конституционного и международного права , Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы служебных преступлений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 14 декабря 2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся на:
- углубленное изучение одного из важнейших разделов Особенной части уголовного права – служебных преступлений;
- усвоение положений уголовного законодательства РФ в части регулирования ответственности за служебные преступления;
- изучение проблем доктринального и судебного толкования признаков составов преступлений против интересов службы;
- ознакомление магистров с направлениями судебной практики по данной категории дел;
- формирование у магистров навыков самостоятельной квалификации уголовно-правовых казусов, встречающихся в судебно-следственной практике по делам о служебных преступлениях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6: способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
ПК-7: способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-6
- вопросы квалификации служебных преступлений;
- проблемы квалификации служебных преступлений;
- тенденции правоприменительной практики по вопросам квалификации служебных преступлений;
- содержание базовых федеральных законов и иных нормативно-правовых актов по исследуемой категории уголовных дел;
ПК-7
- сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов уголовного законодательства, в части касающихся служебных преступлений;
- тенденции развития уголовного законодательства об ответственности за служебные преступления;
- основные направления развития уголовной политики в сфере служебных преступлений.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-6
выявлять признаки служебных преступлений в фактах реальной действительности
давать правильную юридическую оценку фактам, в которых усматриваются признаки служебных преступлений
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
ПК-7
- анализировать, толковать и правильно применять уголовно-правовые нормы устанавливающие ответственность за служебные преступления;
- давать правовую оценку случаям преступного поведения в служебной деятельности;
- правильно обосновывать свои решения по применению конкретных норм УК РФ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-6
- навыками квалификации служебных преступлений;
- навыками разграничения служебных преступлений между собой и отграничения их от смежных составов преступлений предусмотренных другими разделами УК РФ;
ПК-7
- навыками работы с базовыми правовыми актами по служебным преступлениям;
- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
- навыками разрешения правовых проблем и коллизий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, виды и общая характеристика служебных преступлений.
1.1. Понятие, виды и общая характеристика служебных преступлений. Лекции 2 1 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Понятие, виды и общая характеристика служебных преступлений. Практические 2 1 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Понятие, виды и общая характеристика служебных преступлений. Сам. работа 2 16 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Общие и особенные признаки служебных преступлений, предусмотренных в гл. 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправлении» и гл. 33 УК РФ «Преступления против военной службы»
2.1. Общие и особенные признаки служебных преступлений, предусмотренных в гл. 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправлении» и гл. 33 УК РФ «Преступления против военной службы» Лекции 2 1 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Общие и особенные признаки служебных преступлений, предусмотренных в гл. 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправлении» и гл. 33 УК РФ «Преступления против военной службы» Практические 2 1 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Общие и особенные признаки служебных преступлений, предусмотренных в гл. 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправлении» и гл. 33 УК РФ «Преступления против военной службы» Сам. работа 2 16 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Преступления против интересов службы, связанные со злоупотреблениями служебными полномочиями или с ненадлежащим их исполнением
3.1. Преступления против интересов службы, связанные со злоупотреблениями служебными полномочиями или с ненадлежащим их исполнением Практические 2 1 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Преступления против интересов службы, связанные со злоупотреблениями служебными полномочиями или с ненадлежащим их исполнением Сам. работа 2 18 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Подлоги в уголовном праве
4.1. Подлоги в уголовном праве Практические 2 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Подлоги в уголовном праве Сам. работа 2 8 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Иные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
5.1. Иные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Практические 2 1 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Иные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Сам. работа 2 8 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Взяточничество как форма проявления коррупции
6.1. Взяточничество как форма проявления коррупции Практические 2 1 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Взяточничество как форма проявления коррупции Сам. работа 2 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Должностные преступления против правосудия
7.1. Должностные преступления против правосудия Практические 2 1 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Должностные преступления против правосудия Сам. работа 2 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Служебные преступления в сфере экономической деятельности
8.1. Служебные преступления в сфере экономической деятельности Сам. работа 2 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 9. Подготовка к зачету.
9.1. Подготовка к зачету. Сам. работа 2 8 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 10. Лабораторный практикум
10.1. Лабораторный практикум Практические 2 1 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 11. Практическое занятие по решению задач
11.1. Практическое занятие по решению задач Практические 2 1 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 12. Лабораторный практикум

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету
1.Понятие, общие признаки служебных преступлений
2.Виды служебных преступлений в УК РФ. Общие и специальные служебные преступления.
3.Проблемы определения коррупции, коррупционных преступлений. Соотношение понятий «коррупционные преступления», «служебные преступления» и «должностные преступления».
4.Особенности видового и непосредственного объекта преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, гл. 23 УК РФ, гл. 33 УК РФ.
5.Сравнительная характеристика признаков субъекта преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, гл. 23 УК РФ, гл. 33 УК РФ.
6.Особенности объективной стороны преступлений, предусмотренных гл.23 и 30 УК РФ. Отличие служебных преступлений от дисциплинарных проступков.
7.Проблемы определения понятия должностного лица применительно к главе 30 УК РФ. Соотношение понятий «должностное лицо», «представитель власти», государственный служащий.
8.Проблемы определения понятия и признаков лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, отграничение от должностного лица.
9.Понятие, формы совершения и другие юридические признаки превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Отличие от превышения полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей (ст. 203 УК РФ).
10.Сравнительная характеристика злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).
11.Нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1 и 285.2 УК РФ).
12.Соотношение составов преступлений, предусмотренных ст. 285.3 и 201.1 УК 13. Служебный подлог (ст. 292 УК РФ), Отличие от Внесения в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ).
14 Критерии разграничения норм о подлогах. Особенности квалификации использования подложного документа.
15.Квалификация незаконной выдачи паспорта гражданина РФ, а равно внесения заведомо ложных сведений в документы, повлекшего незаконное приобретение гражданства РФ (ст.292.1 УК РФ).
16.Криминообразующие признаки халатности (ст. 293 УК РФ). Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286¹ УК РФ) в соотношении с неисполнением приказа военнослужащим (ст. 332 УК РФ).
17.Понятие и виды взятки как предмета взяточничества. Особенности момента окончания взяточничества в зависимости от вида взятки. Уголовная ответственность за приготовление и покушение на взяточничество.
18.Отличие взятки от подарка (ст. 575 ГК РФ). Размеры взятки. Проблемы квалификации мелкого взяточничества (ст. 291.2 УК РФ) и мелкого коммерческого подкупа (ст. 204.2 УК РФ).
19.Характеристика объективных и субъективных признаков получения взятки и коммерческого подкупа по УК РФ.
20.Квалифицированные виды взяточничества и коммерческого подкупа. Условия освобождения от уголовной ответственности лиц, давших взятку либо передавших предмет коммерческого подкупа. Вымогательство взятки.
21.Особенности квалификации посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) и посредничества в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК РФ). Квалификация «мнимого посредничества» во взяточничестве и коммерческом подкупе.
22.Проблемы разграничения дачи взятки (ст. 291 УК РФ) и провокации взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ). Разграничение провокации взятки либо коммерческого подкупа и оперативного эксперимента.
23.Общая характеристика специальных видов должностных преступлений против правосудия, осуществляемых должностными лицами органов дознания, следствия, прокуратуры и суда (ст. ст. 299 – 303, 305 УК РФ).
24.Общая характеристика служебных преступлений в сфере экономики. Уголовно-правовое понятие использования служебного положения.
25.Соотношение составов преступлений, предусмотренных ст. 184 с общими служебными преступлениями (ст. 204 и др.)
26. Разграничение корыстных должностных злоупотреблений и хищений чужого имущества с использованием служебного положения; получения взятки и мошенничества с использованием служебного положения.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перчень типовых тем рефератов.
1. Проблемы определения понятия «коррупция».
2. Виды служебных преступлений, предусмотренных в УК РФ
3. Тенденции развития законодательства об ответственности за взяточничество.
4. Соотношение понятий «государственный служащий» и «должностное лицо
5. Тенденции развития законодательства об ответственности за дачу и получения незаконных вознаграждений.
6. Сравнительная характеристика взяточничества (ст. 290, 291 УК РФ) и коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ)
7. Практика освобождения от ответственности за совершение должностных преступлений.
8. Особенности законодательной трактовки термина «должностное лицо».
9. Соотношение служебных и должностных преступлений.
10. Особенности уголовной политики в области ответственности за служебные преступления.
11. Проблемы квалификации преступлений, связанных с подлогами.
12. Проблемы предмета взятки.
13. Проблемы квалификации посредничества во взяточничестве.
14. Критерии разграничения норм о подлогах. Краткая характеристика изменений закона о подлогах.
15. Общая характеристика квалифицирующих признаков служебных преступлений. Изменения, произошедшие в системе квалифицирующих признаков служебных преступлений в период действия УК РФ 1996 г.
5.3. Фонд оценочных средств
Размещаются в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.С. Капинус [и др.]; отв. ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 2.: учебник М. : Издательство Юрайт, 2018. – 504 с., https://biblio-online.ru/book/5B43E2FB-0011-4721-8 https://biblio-online.ru/book/5B43E2FB-0011-4721-8
Л1.2 Лебедев В.М. - отв. ред. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 4 Т. ТОМ 4. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. РАЗДЕЛЫ Х—ХII: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/4F81ECE4-94CC-4260-B01B-9BAE6181B89A
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов Уголовное право. Особенная часть в 2 т. – 4-е изд., перераб. и доп.: Учебник М.: Издательство Юрайт, 2017. – 363 с., www.biblio-online.ru/book/DD1F4C45-B1C8-4ABF-ACD4- www.biblio-online.ru/book/DD1F4C45-B1C8-4ABF-ACD4-
Л2.2 Сверчков В.В. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DB9F62D5-5402-4203-A7EB-E09D53FCF2AA
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Актуальные проблемы служебных преступлений" на Едином образовательном портале Адрес: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4288 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4288
Э2 9. Информационный ресурс www.pravo.ru.
Э3 7. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э4 6. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э5 5. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Э6 4. Сайт «Университетской библиотеки онлайн».Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Служебные преступления необходимо характеризовать в сравнении друг с другом: расположенные в гл. 23, 30 и 33 УК РФ, а также внутри глав.
Главные критерии, по которым преступления против публичной власти отграничиваются от преступлений против интересов службы в коммерческой организации, – объект преступления (см. название гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» и гл. 23 «Преступления против службы в коммерческих и иных организациях»), или интересам какой службы причиняется вред; и особенности субъекта преступления. По названным критериям рассматриваемые составы преступлений разграничиваются не только друг с другом, но и с общеуголовными преступлениями (в которых общий субъект). Этими признаками обусловлены особенности объективной и субъективной стороны рассматриваемых составов преступлений.
Необходимо более глубоко с использованием дополнительной литературы, судебной практики проанализировать признаки служебных преступлений.
Изучение дисциплины «Актуальные проблемы служебных преступлений» осуществляется в процессе лекций, семинаров и практических занятий, а также самостоятельной работы магистрантов.
При изучении дисциплины магистрантами особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием настоящих методических рекомендаций, чтение и изучение нормативного материала, учебной и научной литературы; конспектирование текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях; подготовку материалов и докладов к семинарам, написание рефератов; отработку тем пропущенных семинарских занятий; подготовку ответов на вопросы для зачета.
Важная роль при изучении курса принадлежит семинарским занятиям. В процессе их проведения организуется систематическая самостоятельная работа студентов, закрепляется материал, который дается студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной подготовки. На семинарских занятиях магистранты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов. Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройденного материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки. Семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины и успешную сдачу экзамена или зачета магистрантами.
В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям необходимо магистранту учесть следующее.
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов магистранту вначале следует обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы, затем переходить к изучению рекомендованной литературы, судебной практики. Все нормативные правовые акты, судебную практику можно найти в справочно-информационных правовых системах, в частности в СПС «КонсультантПлюс и ИПО системы «ГАРАНТ», ГАС «Правосудие». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Работу по поиску дополнительной литературы существенно облегчают Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы. Многие статьи размещены СПС «КонсультантПлюс» и ИПО системы «Гарант». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронными коллекциям работ, размещенных в следующих электронно-библиотечных системах: «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU».
2. При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщенного и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы);
- написание конспекта, эссе, отражающих основные положения работы и собственные выводы магистранта.
3. При подготовке к семинарскому занятию магистрант должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует четко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.
На семинарских занятиях может быть использована система докладов. Тема доклада определяется по согласованию с преподавателем. Магистрант самостоятельно решает вопрос о структуре доклада. В докладе необходимо отразить законодательную, теоретические и практические позиции по вопросу. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в планах к семинарским и практическим занятиям, а также к материалам правоприменительной практики. Если в процессе подготовки доклада у магистранта возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.

Методика проведения обобщения судебной практики
Изучить имеющиеся нормативный материал, постановления ПВС РФ и литературу, особо обратив внимание на сложные, неоднозначно решаемые в теории вопросы. Их можно выписать, что сыграет роль анкеты или программы изучения опубликованной практики (статистического наблюдения). Затем найти и зафиксировать приговоры судов или определения СК по уголовным делам ВС РФ, в которых действия виновных квалифицировались или переквалифицировались как служебные или, наоборот, не признавались ими. Затем обобщить полученные данные: определить при толковании каких объективных или субъективных признаков составов служебных преступлений допускаются ошибки и какие (вывести их долю); определить, позиция каких авторов по недостаточно определенному признаку состава преступления находит отражение в практике ВС РФ, отражается ли она в приговорах других судов. Попытаться объяснить причины ошибок и неправильной квалификации действий виновных.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.
3. Приложения:
3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.
3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к экзамену.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.