Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Мультимедийная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z42_04_02_Мультимедиа-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор
1.1. | Целями освоения дисциплины являются: ознакомить магистрантов с философскими основами науки и журналистики, соотнести наиболее значимые философские и общенаучные парадигмы с развитием журналистики как научной дисциплины; дать представление об онтологических, гносеологических, социономных (праксиологических), аксиологических, синергетических аспектах журналистики как социоинформационной системы |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-4 | способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий |
ОПК-3 | готовность осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании современных концепций массовой коммуникации и положений теории журналистики, понимании спектра функций СМИ как важнейшего социального института и средства социальной коммуникации, роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теорию систем массовой коммуникации и теорию медиасистем, принципы и функции их деятельности, специфику производства контента, основные факторы становления и развития, отечественные и зарубежные концепции медиасистем, особенности функционирования медиасистем различных типов в условиях конвергенции медиатехнологий и глобализации коммуникации; историю становления медисистем, основные факторы их организации и деятельности, специфику современного состояния в эпоху конвергенции медиатехнологий |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской деятельности); самостоятельно ставить актуальные и перспективные задачи научных исследований в области журналистики и решать их с помощью современных методологий, методик и информационных технологий; самостоятельно определить факторы становления медиасистем того или иного типа, спрогнозировать тенденцию их развития, эффективность функционирования в данной политико-экономической ситуации; определять факторы унификации и самобытного развития медиасистем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами философско-научного анализа, в том числе в применении к сфере журналистики и связанных с ней исследований; самостоятельной научно-исследовательской работы, анализа литературы по теме, разработки программы научного исследования, выбора методов исследования, проведения теоретического и эмпирического исследования, проанализировать его, сделать выводы, значимые для практического использования, подготовить публикацию по итогам исследования; создать содержательную презентацию выполненной логично и грамотно излагать собственные умозаключения и выводы; соблюдать форму научного исследования; пользоваться глобальными информационными ресурсами; владеть современными средствами телекоммуникаций; использовать основные и прикладные программные средства; обосновывать и строить априорную модель изучаемого объекта или процесса; создать содержательную презентацию выполненной работы; навыками анализа динамики развития и содержательного наполнения деятельности медиасистем в исторической ретроспективе, ориентироваться в современных проблемах взаимодействия медиасистем в условиях конвергенции медиатехнологий . Умеет применить в практической деятельности полученные знания. Владеет методами научного анализа тенденций развития медиасистем |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Философия науки: ключевые понятия и направления исследований | ||||||
1.1. | Основные направления и концепции философско-научных исследований 20 - 21 вв. | Лекции | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.2. | Основные научные идеи и открытия соответственно основным этапам развития европейской науки. Дискуссионные проблемы развития науки: альтернативные эволюционные концепции, парадоксы квантовой механикм | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.3. | Дилемма «сциентизм – антисциентизм» как один из фундаментальных признаков современной культуры. Отражение данной дилеммы в основных течениях современной мысли | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.4. | Синергетика как новое мировидение (по работам Г. Хакена, И.Пригожина, С. Курдюмова, Е. Князевой) | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 2. 2. Научная картина мира: основные этапы формирования | ||||||
2.1. | Методологические проблемы историко-научных исследований. Научная картина мира. Основные этапы развития европейской науки, их характеристики | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.2. | Специфика философского осмысления социально-культурных феноменов, особенность философского взгляда на массовую коммуникацию, СМИ и журналистскую деятельность. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.3. | Сциентизм и антисциентизм как основные мировоззренческие подходы к анализу науки | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.4. | Основные понятия философии науки | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.5. | Научная революция на рубеже 19-20-го веков. Неклассический и постнеклассический этап развития наук. Научная картина мира, ее становление. Позитивистский образ науки проблемы современной науки. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.6. | Научные революции, смена научных парадигм и типов рациональности | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.7. | Специфика философского осмысления социально-культурных феноменов, особенность философского взгляда на массовую коммуникацию, СМИ и журналистскую деятельность | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 3. Философские основы теории журналистской деятельности | ||||||
3.1. | Онтологические основы журналистики. Журналистика в свете философских подходов к информации и формирование информационной парадигмы. | Лекции | 1 | 2 | ОК-4 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.2. | Журналистика в системе философских эпистемологических категорий.Аксиология журналистики. Журналистика как ценностная система | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.3. | Философия информационной цивилизации. Информационное общество и новый журнализм | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.4. | «Журналистика в сфере производства и трансляции научно-гуманитарного знания» | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.5. | Философские основы теории журналистской деятельности | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.6. | Философско-научные основы теории журналистского творчества. Журналистика как синергетическая система. | Лекции | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.7. | «Журналистика в сфере производства и трансляции научно-гуманитарного знания. Типы картин мира и роль СМИ в их формировании. Журналистская картина мира. | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.8. | Журналистика как синергетическая система. Социальная и культурная динамика, цикличность природных и социальных процессов как философско-научная проблема. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.9. | Журналистика как синергетическая система. Социальная и культурная динамика, цикличность природных и социальных процессов как философско-научная проблема. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.10. | «Социально-философская природа журналистского творчества. Типы философских парадигм и методология журнализма. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.11. | «Неклассическая эпистемология в категориальном определении специфики теории журнализма» • Семинар №10: «Постмодернистские концепции журнализма» | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.12. | Философия информационной цивилизации. Информационное общество и новый журнализм. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.13. | Глобальные сетевые системы. Конвергентность массмедиа. Феномен виртуальной реальности. Виртуализация СМИ. | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.14. | Креативность журналистики. Философские основы исследования журналистского творчества. | Сам. работа | 1 | 9 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.15. | «Социокультурная парадигма журналистской деятельности» | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.16. | Категория «метод» в системе креативных основ журналистской деятельности.Динамика теоретических концепций методологии творческой деятельности | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.17. | Технологизм современной системы массовой коммуникации и проблемы самоидентификации журналистики в социуме | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.18. | «Конвергенция медиа и «новый журнализм» | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.19. | Экзамен | 1 | 9 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мансурова, Валентина Дмитриевна | Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации : монография | Изд-во АлтГУ, 2002 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | под ред. С. А. Лебедева | Философия науки. Общий курс : учеб. пособие для вузов | Академ. Проект, 2010 | |
Л1.3 | Ушаков, Евгений Владимирович | Введение в философию и методологию науки : учеб. для вузов | КноРус, 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. В. Черданцева | Методологические проблемы социально-гуманитарного познания : монография | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Рузавин, Г.И. | Философия науки: учебное пособие | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114561 |
Л2.3 | Мандель, Б.Р. | Некоторые актуальные проблемы современной науки : учебное пособие | Директ-Медиа, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233061 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э2 | Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» | www.journ.msu.ru | ||
Э3 | Polpred.com: Обзор СМИ. | polpred.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Реферат - продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |