МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философские основы науки и современного журнализма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Философские основы науки и современного журнализма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются: ознакомить магистрантов с философскими основами науки и журналистики, соотнести наиболее значимые философские и общенаучные парадигмы с развитием журналистики как научной дисциплины; дать представление об онтологических, гносеологических, социономных (праксиологических), аксиологических, синергетических аспектах журналистики как социоинформационной системы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий
ОПК-3 готовность осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании современных концепций массовой коммуникации и положений теории журналистики, понимании спектра функций СМИ как важнейшего социального института и средства социальной коммуникации, роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теорию систем массовой коммуникации и теорию медиасистем, принципы и функции их деятельности, специфику производства контента, основные факторы становления и развития, отечественные и зарубежные концепции медиасистем, особенности функционирования медиасистем различных типов в условиях конвергенции медиатехнологий и глобализации коммуникации; историю становления медисистем, основные факторы их организации и деятельности, специфику современного состояния в эпоху конвергенции медиатехнологий
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской деятельности); самостоятельно ставить актуальные и перспективные задачи научных исследований в области журналистики и решать их с помощью современных методологий, методик и информационных технологий; самостоятельно определить факторы становления медиасистем того или иного типа, спрогнозировать тенденцию их развития, эффективность функционирования в данной политико-экономической ситуации; определять факторы унификации и самобытного развития медиасистем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами философско-научного анализа, в том числе в применении к сфере журналистики и связанных с ней исследований; самостоятельной научно-исследовательской работы, анализа литературы по теме, разработки программы научного исследования, выбора методов исследования, проведения теоретического и эмпирического исследования, проанализировать его, сделать выводы, значимые для практического использования, подготовить публикацию по итогам исследования; создать содержательную презентацию выполненной логично и грамотно излагать собственные умозаключения и выводы; соблюдать форму научного исследования; пользоваться глобальными информационными ресурсами; владеть современными средствами телекоммуникаций; использовать основные и прикладные программные средства; обосновывать и строить априорную модель изучаемого объекта или процесса; создать содержательную презентацию выполненной работы; навыками анализа динамики развития и содержательного наполнения деятельности медиасистем в исторической ретроспективе, ориентироваться в современных проблемах взаимодействия медиасистем в условиях конвергенции медиатехнологий . Умеет применить в практической деятельности полученные знания. Владеет методами научного анализа тенденций развития медиасистем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философия науки: ключевые понятия и направления исследований
1.1. Основные направления и концепции философско-научных исследований 20 - 21 вв. Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Основные научные идеи и открытия соответственно основным этапам развития европейской науки. Дискуссионные проблемы развития науки: альтернативные эволюционные концепции, парадоксы квантовой механикм Практические 1 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Дилемма «сциентизм – антисциентизм» как один из фундаментальных признаков современной культуры. Отражение данной дилеммы в основных течениях современной мысли Сам. работа 1 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Синергетика как новое мировидение (по работам Г. Хакена, И.Пригожина, С. Курдюмова, Е. Князевой) Сам. работа 1 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. 2. Научная картина мира: основные этапы формирования
2.1. Методологические проблемы историко-научных исследований. Научная картина мира. Основные этапы развития европейской науки, их характеристики Сам. работа 1 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Специфика философского осмысления социально-культурных феноменов, особенность философского взгляда на массовую коммуникацию, СМИ и журналистскую деятельность. Сам. работа 1 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Сциентизм и антисциентизм как основные мировоззренческие подходы к анализу науки Сам. работа 1 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.4. Основные понятия философии науки Сам. работа 1 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. Научная революция на рубеже 19-20-го веков. Неклассический и постнеклассический этап развития наук. Научная картина мира, ее становление. Позитивистский образ науки проблемы современной науки. Сам. работа 1 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.6. Научные революции, смена научных парадигм и типов рациональности Сам. работа 1 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.7. Специфика философского осмысления социально-культурных феноменов, особенность философского взгляда на массовую коммуникацию, СМИ и журналистскую деятельность Сам. работа 1 4 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Философские основы теории журналистской деятельности
3.1. Онтологические основы журналистики. Журналистика в свете философских подходов к информации и формирование информационной парадигмы. Лекции 1 2 ОК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Журналистика в системе философских эпистемологических категорий.Аксиология журналистики. Журналистика как ценностная система Практические 1 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.3. Философия информационной цивилизации. Информационное общество и новый журнализм Сам. работа 1 4 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.4. «Журналистика в сфере производства и трансляции научно-гуманитарного знания» Сам. работа 1 4 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.5. Философские основы теории журналистской деятельности Сам. работа 1 4 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.6. Философско-научные основы теории журналистского творчества. Журналистика как синергетическая система. Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.7. «Журналистика в сфере производства и трансляции научно-гуманитарного знания. Типы картин мира и роль СМИ в их формировании. Журналистская картина мира. Практические 1 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.8. Журналистика как синергетическая система. Социальная и культурная динамика, цикличность природных и социальных процессов как философско-научная проблема. Сам. работа 1 4 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.9. Журналистика как синергетическая система. Социальная и культурная динамика, цикличность природных и социальных процессов как философско-научная проблема. Сам. работа 1 4 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.10. «Социально-философская природа журналистского творчества. Типы философских парадигм и методология журнализма. Сам. работа 1 4 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.11. «Неклассическая эпистемология в категориальном определении специфики теории журнализма» • Семинар №10: «Постмодернистские концепции журнализма» Сам. работа 1 4 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.12. Философия информационной цивилизации. Информационное общество и новый журнализм. Сам. работа 1 4 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.13. Глобальные сетевые системы. Конвергентность массмедиа. Феномен виртуальной реальности. Виртуализация СМИ. Практические 1 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.14. Креативность журналистики. Философские основы исследования журналистского творчества. Сам. работа 1 9 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.15. «Социокультурная парадигма журналистской деятельности» Сам. работа 1 4 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.16. Категория «метод» в системе креативных основ журналистской деятельности.Динамика теоретических концепций методологии творческой деятельности Сам. работа 1 4 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.17. Технологизм современной системы массовой коммуникации и проблемы самоидентификации журналистики в социуме Сам. работа 1 8 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.18. «Конвергенция медиа и «новый журнализм» Сам. работа 1 8 ОК-4, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.19. Экзамен 1 9 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мансурова, Валентина Дмитриевна Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации : монография Изд-во АлтГУ, 2002 elibrary.asu.ru
Л1.2 под ред. С. А. Лебедева Философия науки. Общий курс : учеб. пособие для вузов Академ. Проект, 2010
Л1.3 Ушаков, Евгений Владимирович Введение в философию и методологию науки : учеб. для вузов КноРус, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. В. Черданцева Методологические проблемы социально-гуманитарного познания : монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Рузавин, Г.И. Философия науки: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114561
Л2.3 Мандель, Б.Р. Некоторые актуальные проблемы современной науки : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233061
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э2 Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» www.journ.msu.ru
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Реферат - продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.