МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология профотбора в правоохранительные органы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 68 41 68 41
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.ист.н, доцент, Курсакова Е.Н.;к.псих.наук, Прайзендорф Е.С.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психология профотбора в правоохранительные органы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1613

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.псих.н., доц. Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.псих.н., доц. Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса является познакомить студентов с особенностями проведения профотбора в правоохранительные органы, консультированию руководителей подразделений по результатам профотбора сотрудника

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью описывать структуру деятельности специалиста в рамках определенной сферы, прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности
ПК-4 способностью осуществлять профессиональный психологический отбор лиц, способных к овладению и осуществлению различных видов профессиональной деятельности
ПК-8 способностью отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов
ПСК-1 подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы подготовки межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам;
основы описания профессиональной деятельности специалиста;
способы оценки условий профессиональной деятельности;
знает методики для проведения профотбора на различные должности
особенности нарушения памяти, внимания, мышления и речи, умственной работоспособности, аномалии эмоционально-личностной сферы;
теоретические и методические основы, технологии профессионального психологического отбора.
3.2.Уметь:
3.2.1.готовить межведомственные команды по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам
описывать структуру деятельности специалиста, прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности;
проводить профотбор на различные должности;
умеет отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контексту респондентов
составлять программу психологического исследования сотрудников правоохранительных органов;
эффективно применять методику и технологии профессионального психологического отбора;
осуществлять консультирование по результатам психологического отбора.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
Приемами подготовки межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам;
описывать структуру деятельности специалиста в рамках определенной сферы, прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности;
способностью осуществлять профессиональный психологический отбор лиц, способных к овладению и осуществлению различных видов профессиональной деятельности;
способностью отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контексту респондентов;
приемами составления психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию;
навыками консультирования руководителей по результатам личностно-профессиональной диагностики сотрудников.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Организация и порядок проведения личностно-профессиональной диагностики. Лекции 10 2 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Цели и методы профотбора в правоохранительные органы. Лекции 10 4 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Проведение процедуры профессионально-психологического отбора. Практические 10 2 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Понятие профессиограммы в трудовой деятельности. Составляющие профессиограммы. Лекции 10 4 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Степени профессиональной пригодности. Практические 10 2 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Психологическая диагностика основных психических процессов: память, внимание, мышление. Лекции 10 4 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.7. Психологическая диагностика основных психических процессов: память, внимание, мышление. Практические 10 4 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.8. Психологическая диагностика интеллекта. Лекции 10 2 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.9. Личностные качества сотрудников и их диагностика. Практические 10 2 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.10. Личностные качества сотрудников и их диагностика. Сам. работа 10 10 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.11. Влияние основных черт характера и биографических характеристик на поведение человека. Сам. работа 10 8 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.12. Профессиональная пригодность руководителя. Практические 10 4 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.13. Классификация мотивов выбора профессии: "Внешние" мотивационные факторы (факторы давления, факторы "притяжения-отталкивания", факторы "инерции"), Лекции 10 2 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.14. Классификация мотивов выбора профессии: "Внешние" мотивационные факторы (факторы давления, факторы "притяжения-отталкивания", факторы "инерции"), Сам. работа 10 8 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.15. "Внутренние" мотивационные факторы (собственные мотивационные факторы профессии, условия труда, возможности профессиональной сферы для реализации личных целей). Практические 10 4 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.16. "Внутренние" мотивационные факторы (собственные мотивационные факторы профессии, условия труда, возможности профессиональной сферы для реализации личных целей). Сам. работа 10 8 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.17. Особенности составления заключение о профессиональной пригодности на основе проведенной диагностики. Практические 10 4 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.18. Особенности составления заключение о профессиональной пригодности на основе проведенной диагностики. Сам. работа 10 7 ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Научно-методические основы и практика проведения профессионально-психологического
отбора кандидатов на службу.
Понятие и элементы организационной (корпоративной) культуры
правоохранительной системы.
Мотивы служебной деятельности сотрудников правоохранительной системы:
содержание, методы изучения, коррекции и развития.
Взаимовлияние служебной деятельности сотрудников правоохранительной
системы и семейно-бытовых отношений: научно-практические проблемы и
возможности их решения.
Основные направления, формы и методы повышения психологической
компетентности сотрудников правоохранительной системы.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романов В.В. Юридическая психология: учебник М.: Юрайт, 2011 www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079.
Л1.2 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рогозина Т. И. Юридическая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Омская юридическая академия, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Н.Ю. Лебедев, Ю.В. Лебедева Психология формирования будущего юриста (Юридическая психология): учебное пособие Издательство НГТУ, 2017 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс "Психология профотбора в правоохранительные органы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader



6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.