Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_С-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к социальной оценке латентных структур общества, исторических событий и фактов социальной действительности, усвоение идеи единства социального процесса при одновременном признании многообразия его форм. способствовать созданию у студентов целостного системного представления о социальном устройстве общества и месте скрытых элементов в нем, формированию и эволюции латентных структур общества. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-6 | способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | актуальные проблемы исследований в области организационно-управленческой структуры |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | принимать решения в сфере проявлений деятельности скрытых элементов социальной структуры |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения методов социологии в исследованиях нестандартных латентных социальных элементов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические основы курса «Социология латентных социальных структур» | ||||||
1.1. | Объект и предмет курса. Характеристика исследовательских подходов к определению понятия «социальная структура» | Лекции | 6 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Объект и предмет курса. Характеристика исследовательских подходов к определению понятия «социальная структура» | Практические | 6 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Объект и предмет курса. Характеристика исследовательских подходов к определению понятия «социальная структура» | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Социологический анализ латентных социальных структур общества в динамическом аспекте | ||||||
2.1. | Элита как скрытый элемент социальной структуры. Методы социологического исследования | Лекции | 6 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Элита как скрытый элемент социальной структуры. Специфика социологического анализа | Практические | 6 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Элита как скрытый элемент социальной структуры. Специфика социологического анализа | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Место теорий элиты в социальной философии и социологии. Специфика социологического анализа | Лекции | 6 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Место теорий элиты в социальной философии и социологии. | Практические | 6 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Место теорий элиты в социальной философии и социологии | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Бюрократия как форма управления обществом, олигархия. Социология бюрократии | Лекции | 6 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.8. | Бюрократия как форма управления обществом, олигархия. Социологические исследования бюрократии | Практические | 6 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.9. | Бюрократия как форма управления обществом, олигархия | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.10. | Группы давления (лобби). Коррупция как элемент социальной структуры | Лекции | 6 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.11. | Группы давления (лобби). Коррупция как элемент социальной структуры. Трудности эмпирического исследования | Практические | 6 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.12. | Группы давления (лобби). Коррупция как элемент социальной структуры | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.13. | Клики, кланы. Родственно-земляческие группы | Лекции | 6 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.14. | Клики, кланы. Родственно-земляческие группы. Специфика эмпирического исследования | Практические | 6 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.15. | Клики, кланы. Родственно-земляческие группы | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.16. | Мафия | Лекции | 6 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.17. | Мафия. Особенности социологического исследования организованной преступности | Практические | 6 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.18. | Мафия | Сам. работа | 6 | 7 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.19. | Современные формы скрытых элементов социальной структуры – теневая практика | Лекции | 6 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.20. | Современные формы скрытых элементов социальной структуры – теневая практика | Практические | 6 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.21. | Современные формы скрытых элементов социальной структуры – теневая практика | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.22. | Экзамен | 6 | 27 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы. 1. Объект и предмет курса «Социология латентных социальных структур». 2. Характеристика исследовательских подходов к определению понятия «социальная структура». 3. Многообразие подходов к определению феномена теневизации. 4. Конвенциональные взаимоотношения явных и скрытых элементов социальной структуры. 5. Определение понятия «мафия». История развития. 6. Характер и источники эволюции преступности. 7. Формы функционирования мафии как скрытого элемента социальной структуры. 8. Приемы воздействия, цели мафии. 9. Специфика социологического подхода к изучению социальной структуры и её скрытых (латентных) элементов. Многообразие методологических подходов к определению дефиниции «социальная структура 10. Политические, экономические, семейные кланы. Социальные предпосылки возникновения. Общая характеристика, типология, цели. 11. Марксистский и структурно-функциональный подход к изучению социальной структуры общества. Понятие класса, нации, сословия, слоя, малых групп и «социальной группы». 12. Характеристика родственно-земляческих связей. Характер деятельности, функции, специфика, цели и задачи. 13. Общая характеристика явных элементов социальной структуры: политических групп, классов, территориально-региональных групп, вероисповедных групп, демографических групп. 14. Критерии отличия клики от других скрытых элементов социальной структуры. 15. Элитизм как отрасль социологического знания. Генеалогия элитизма. 16. Теоретический фундамент элитизма. Эволюция элитизма. Практические задания. 1. Покажите связи целей клики и её функционирование. 2. Приведите объяснение элитизма в религиозной социологии. 3. Сравните и дифференцируйте понятий «клика», «клан», «родственно-земляческая группа». 4. Приведите объяснения биологическому обоснованию элитизма. 5. Сравните политические и управленческие клики. 6. Сформулируйте психологическую теорию элиты. 7. Покажите, в чем сложность теоретических разработок проблемы коррупции. Истоки понятия коррупции. 8. Приведите объяснение существующей классификации лобби, функции лоббизма. Методы действия. Ресурсы лоббизма. 9. Покажите латентность менеджеризма. 10. Смодулируйте генезис системы лобби. Социальная природа лобби и лоббизма. 11. Покажите в чем сложность организационная концепция элиты. Трансформация элитизма. Теории баланса элит. 12. Сравните связи олигархического типа и менеджеризма. Покажите структуру олигархии. 13. Покажите зависимость элиты от социальной стратификации. Горизонтальные и вертикальные элиты. 14. Покажите в чем сложность и особенность олигархизма в современной России. 15. Приведите объяснение проблемы элит в российской социологии. 16. Покажите связь бюрократии и социума. Социальная природа бюрократии. Характеристика бюрократических отношений. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеются |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Е. Хренов | Социология: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Латышева, В. В. | Социология: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Брушкова Л.А. | Социология : учебник и практикум | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.socio.ru | |||
Э2 | www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov | |||
Э3 | www.humanities.edu.ru/db/msg/ | |||
Э4 | Курс в Moodl: «Социология латентных социальных структур для социологов» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |