МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фотожурналистика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преп., Рюхов П.С.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Фотожурналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение специфики работы фоторепортера в условиях инновационных техник и технологий фотосъемки, действия современных правовых и юридических норм журналистской деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональные этические нормы на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск темы и выявлять существующую проблему; получать информацию в ходе профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами и фиксировать полученные сведения; отбирать
релевантную информацию из доступных документальных источников; проверять достоверность полученной информации, разграничивать факты и мнения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подготовки к публикации журналистских текстов /медиапродуктов с учетом требований редакции СМИ или другого медиа; необходимым творческим потенциалом для подготовки актуального журналистского текста / медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Современная фотожурналистика как отрасль медиакультуры Лекции 7 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.2. Система жанров в фотожурналистике Лекции 7 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.3. Правовые и юридические аспекты профессиональной деятельности современного фоторепортера Лекции 7 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.4. Виды фотосъемок Лекции 7 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.5. Техника и технологии современной фотосъемки Лекции 7 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.6. Технологии обработки и сохранения фотографий и файлов Лекции 7 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.7. Фотовыставка «Грани фотореальности» Практические 7 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.8. Фотосерия одного дня из жизни Практические 7 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.9. Особенности съемки животных Практические 7 8 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.10. Съемка натюрморта Сам. работа 7 10 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.11. Портретная съемка Сам. работа 7 12 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.12. План фоторепортажа о жизни студента Сам. работа 7 12 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.13. Анализ фотоснимка Сам. работа 7 10 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Березин, В. М. Фотожурналистика: учебник для академического бакалавриата Юрай, 2019 https://biblio-online.ru/bcode/432893
Л1.2 под ред. Л.П. Шестеркиной Универсальная журналистика : Аспект Пресс, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458397
Л1.3 ред. А. Бриггз, П. Кобли ; пер. Ю.В. Никуличев Медиа: введение : Юнити, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сотникова, Ольга Павловна Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
Л2.2 Клещев, О.И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие Архитектон, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455449
Л2.3 Мжельская, Елена Львовна Редакторская подготовка фотоизданий : уч. пособие Аспект Пресс, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров https://deadline.media/
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» http://www.site.mediascope.ru/
Э3 Профессиональная конференция российских интернет-СМИ http://i-comference.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.