МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная экология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-34-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Шрайбер А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать овладению студентами понимания современной социоприродной ситуации, которая существенно зависит от ценностей мировоззрения, уровня образованности человека, традиционной культуры, доступности, гласности экологической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы исследований в области социоэкологической динамики
3.2.Уметь:
3.2.1.толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения методов социологии в исследованиях социальных, экологических проблем современности


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Социальная экология"
1.1. Введение в курс: теоретико-методологические принципы изучения экологии культуры Лекции 5 0 Л2.1, Л1.1
1.2. Введение в курс: теоретико-методологические принципы изучения экологии культуры. Доклассическое обоснование единства человека и мироздания. Возможности рационального осмысления и решения коренных мировоззренческих проблем отношения человека к миру и мира к человеку, рационального познания бытия, универсума Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Введение в курс: теоретико-методологические принципы изучения экологии культуры Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.1
1.4. Доклассическое обоснование единства человека и мироздания. Возможности рационального осмысления и решения коренных мировоззренческих проблем отношения человека к миру и мира к человеку, рационального познания бытия, универсума Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Становление классических и постклассических представлений о взаимоотношении человека и природы. Классический период представлений о взаимоотношении человека и природы. Переход от космогонической картины мира к научной Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Становление классических и постклассических представлений о взаимоотношении человека и природы. Классический период представлений о взаимоотношении человека и природы. Переход от космогонической картины мира к научной Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.1
1.7. Становление классических и постклассических представлений о взаимоотношении человека и природы Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Формирование и развитие идей социоприродиой целостности в отечественной философско-культурологической традиции. Становление отечественной экофильной философии Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.9. Формирование и развитие идей социоприродиой целостности в отечественной философско-культурологической традиции. Становление отечественной экофильной философии Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.1
1.10. Формирование и развитие идей социоприродиой целостности в отечественной философско-культурологической традиции Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.11. Философско-методологическое обоснование проблемы взаимосвязи ноосферогенеза и устойчивого развития. Учение о ноосфере в мировой традиции Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Философско - методологическоеобоснование проблемы взаимосвязи ноосферогенеза и устойчивого развития Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.1
1.13. Антропологическое измерение глобальных проблем современности Практические 5 0 Л2.1, Л1.1
1.14. Антропологическое измерение глобальных проблем современности Сам. работа 5 17 Л2.1, Л1.1
1.15. Роль ноосферно-экологического императива в преодолении дисгармонии системы «человек-природа». Ноосферно-экологический императив как духовное основание устойчивого развития Сам. работа 5 10 Л2.1, Л1.1
1.16. Теоретико-методологические аспекты исследования экологической безопасности. Сущность экологической безопасности и её влияние на социальное развитие Сам. работа 5 10 Л2.1, Л1.1
1.17. Экзамен 5 9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Предметно-методологическая специфика социальной экологии.
2. Проблема соотношения социальной экологии и экологии человека.
3. Место и роль социальной экологии в системе современного научного знания.
4. Теоретико-методологические основания социальной экологии.
5. Понятие биосферы, ее основные элементы.
6. Атмосфера и ее антропогенные изменения в современных условиях.
7. Вода как ресурс и объект хозяйственной деятельности. Проблема истощения водных ресурсов.
8. Земельные ресурсы в системе хозяйственной деятельности.
9. Деградация растительного покрова Земли как экологическая проблема.
10. Животный мир планеты Земля: состояние и факторы деградации.
11. Цивилизация как объект изучения социальной экологии.
12. Урбанизация как социально-экологическая проблема.
13. Актуальные проблемы экологии большого города.
14. Концепции решения экологических проблем в современной науке.
15. Пути и возможности экологизации экономики.
16. Экологизация правовых отношений в современной России.
17. Пути экологизации общественного сознания.
18. Состояние и перспективы экологического образования и воспитания.
19. Особенности экологической рекламы.
20. Функциональное взаимодействие социальных институтов при решении экологических проблем.
21. Международное сотрудничество в сфере социальной экологии.
22. Влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья населения. Болезни цивилизации.
23. Экологическая культура: ценностные ориентации и образ жизни.
24. Законы социальной экологии по Н.Ф. Реймерсу.
25. Экологическая проблема в контексте глобальных проблем современности.
26. Особенности социально-экологических проблем в Алтайском крае и г. Барнауле.
27. Современные экологические общественные движения: направленность и эффективность.
28. Роль социологии в изучении и решении социально-экологических проблем.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеются

5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение

Приложения
Приложение 1.   СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шилов И. А. ЭКОЛОГИЯ 7-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/bcode/405333
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ларионов Н. М., Рябышенков А. С. ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/0252357C-704C-4CD8-B17B-D31C56649E31
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socioline.ru/node/842
Э2 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э3 www.soc.pu.ru
Э4 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э5 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э6 ссылка на курс в moodle "Социальная экология для социологов ЗО" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7114
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.