МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика и менеджмент СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 55
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Экономика и менеджмент СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Экономика и менеджмент СМИ» предназначена для формирования у студента общих представлений о принципах экономического функционирования СМИ, современном состоянии медиаиндустрии в России и за рубежом, ключевых законах медиаэкономики, экономических особенностях различных сегментов рынка СМИ (газетного, журнального, радио, телевидения, онлайновых СМИ), основных видах медиапредприятий и моделях их развития, специфических особенностях медиаменеджмента.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
ОПК-11 способностью учитывать в профессиональной деятельности экономические регуляторы деятельности СМИ, знать базовые принципы формирования организационной структуры редакционного комплекса, функции сотрудников различного должностного статуса и углубленно круга обязанностей корреспондентского корпуса, знать технологию продвижения публикаций СМИ, основы медиаменеджмента
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных экономических регуляторах деятельности СМИ в условиях рыночных отношений (процессах и источниках формирования бюджета медиапредприятий, их финансовой и ценовой политике), основ менеджмента в СМИ; способность участвовать в разработке и коррекции концепции СМИ (издания, канала, передачи и пр.), его модели, формата, разрабатывать авторский медиапроект; обеспечивать (в соответствии с должностными обязанностями) продвижение медиапродукта на информационный рынок, его информационно-рекламную поддержку
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта;
ориентироваться в экономических аспектах функционирования СМИ (процесс и источники формирования бюджета газетных или журнальных редакций, теле-, радиокомпаний, финансовая и ценовая политика, рекламная деятельность и т.п.); учитывать экономическую составляющую в своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Выработка навыков самостоятельного анализа экономической ситуации на рынке СМИ; определение способов повышения экономической эффективности; выполнять менеджерские функции в рамках должностных обязанностей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономическая природа СМИ
1.1. Понятия «СМИ» и «медиа», «медиасистема», «медиарынок», «медиакомпания», «медиакапитал». Лекции 5 1 ОК-4, ОПК-11 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. SWOT-анализ одного из информационных ресурсов Алтайского края Сам. работа 5 10 ОК-4, ОПК-11 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Специфика рынка СМИ
2.1. СМИ в экономической системе страны. Географический рынок СМИ. Конвергенция и мультимедиа. Лекции 5 2 ОК-4, ОПК-11 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. медиаплан продвижения нового гаджета на медиарынке Алтайского края Сам. работа 5 15 ОК-4, ОПК-11 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Экономические особенности печатных СМИ
3.1. Печатный сектор на медиарынке. Особенности газетной индустрии. Структура газетного рынка. Лекции 5 1 ОК-4, ОПК-11 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Структура журнального рынка.Сегмент специализированных журналов (В2В, В2С, В2Р).Крупнейшие издательские дома России и зарубежных стран. Рынок книгоиздания. Сам. работа 5 4 ОК-4, ОПК-11 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Экономические особенности электронных СМИ
4.1. Телевизионный сектор на медиарынке. Ведущие телекомпании России и зарубежных стран. Рынок кино. Технологии радио-вещания. Интернет и сетевые технологии. Экономика мобильных медиа. Лекции 5 1 ОК-4, ОПК-11 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Виды телевизионных программ и типы программирования. Радийный сектор на медиарынке. Форматы радиостанций и типы программирования. Сам. работа 5 4 ОК-4, ОПК-11 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Финансирование медиапредприятия
5.1. Бюджет медиапредприятия. Распределение рекламных доходов между различными видами СМИ. Основные показатели медиапланирования. Лекции 5 2 ОК-4, ОПК-11 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Концепцию бизнес-плана для нового СМИ Алтайского края Сам. работа 5 15 ОК-4, ОПК-11 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Управление медиапредприятием
6.1. Профессии медиаиндустрии. Взаимоотношения «собственник – менеджмент – сотрудники». Лекции 5 1 ОК-4, ОПК-11 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Профессии медиаиндустрии. Взаимоотношения «собственник – менеджмент – сотрудники». Сам. работа 5 3 ОК-4, ОПК-11 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.3. -Структура медиапредприятия. Органы управления медиапредприятия. Базовые методы медиамаркетинга и анализ рынка. Сам. работа 5 4 ОК-4, ОПК-11 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.4. Экзамен 5 9 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вартанова Е.Л. Медиасистема России: учебное пособие Аспект Пресс, 2017
Л1.2 Вартанова Е.Л. Основы медиабизнеса: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2009
Л1.3 Алексеева А. О. и др.; под ред. М. М. Лукиной. Интернет – СМИ: теория и практика :: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Блюмин, А.М. Мировые информационные ресурсы : учебное пособие Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020 biblioclub.ru
Л2.2 Киселёв, А.Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э2 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э3 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Officе
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.