МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эстетика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 36 27 36 27
Итого 72 63 72 63

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Эстетика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Эстетика» являются: формирование базовых представлений об истории эстетической мысли, основных эстетических понятиях, о месте и функции эстетического в современной жизни и культуре.
Задачи:
- ознакомление учащихся с основными категориями эстетического знания, их развитием на разных исторических этапах, базовыми проблемами эстетики;
- демонстрация места и функций эстетического в жизни и культуре
- формирование практических навыков эстетического анализа и освещения в СМИ данной проблематики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ПК-1 способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.наиболее актуальные темы в русле развития эстетической мысли и искусства; современные тенденции в данной сфере; проблемы эстетики и развития искусства в общесоциальном и общекультурном контексте, источники достоверной информации.
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать наиболее актуальные темы и проблемы в русле развития эстетической мысли и искусства для создания журналистских материалов; отбирать наиболее достоверные источники информации, в том числе среди Интернет-ресурсов, сравнивать различные подходы к проблемам и формировать свою точку зрения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками отбора наиболее значимых тем, адекватного и всестороннего раскрытия выбранных тем в журналистских материалах; методами сбора информации, ее проверки и анализа; технологиями представления информации в различных формах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Эстетика как философская дисциплина. Сущность и специфика эстетического отношения к миру
1.1. Предмет эстетики. Основные разделы эстетики. Эстетическое сознание; эстетический вкус, эстетическая потребность. Лекции 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Основные категории эстетики, их взаимосвязь. Лекции 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Просмотр видеолекции «Прекрасное и безобразное в художественных образах». Ответить письменно на вопросы и подготовиться к дискуссии на практическом занятии. Практические 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Прочитайте отрывок из книги Ж. Бодрийяра «Символический обмен и смерть» (на сайте, в ЭУМК курса). Напишите эссе-рецензию, затронув вопросы: - С чем, по мнению Бодрийяра, связано появление симулякров? - Какие типы (порядки) симулякров выделяет автор и почему? - Как Бодрийяр связывает, посредством симулякров, политику, промышленность, искусство? - Как автор характеризует понятие моды? - С чем вы согласны и с чем не согласны (аргументируйте) Сам. работа 4 8 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Посмотрите научно-популярный фильм «Фракталы. Поиски новых размерностей». http://www.youtube.com/watch?v=Yke32Oavr1I Напишите рецензию, затронув вопросы: - Что такое фрактал? - С чем связано резкое возрастание исследований в этой сфере? - Где, на практике, применяются результаты этих исследований? Насолько успешно, на ваш взгляд? - Как «открытие» фракталов отразилось в искусстве и в дизайне? Оцените находки в этой области. Сам. работа 4 7 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. 2. Основные этапы развития эстетической мысли и искусства
2.1. Эстетические представления народов древнего Востока: эстетика Египта, Китая, Индии. Связь эстетических представлений с религиозно-философской мыслью Лекции 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству Древнего Египта, древней Индии или древнего Китая (на выбор). Подготовиться к ответам на задаваемые вопросы Практические 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Античная эстетическая мысль, основные периоды: ранняя классика; средняя классика; высокая классика. Философские основы античной эстетики (Платон, Аристотель). Базовые категории античной эстетики Лекции 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству античности. Подготовиться к ответам на задаваемые вопросы. Практические 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Эстетика средневековья, ее религиозный характер. Основные периоды: раннее и позднее средневековье; основные направления: философско-богословское как теоретическая основа эстетики и искусствоведческое. Лекции 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству средневековья. 2) Подготовиться к обсуждению темы «Эстетические представления в христианской теологии и их актуальность в наше время». Практические 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. 1) Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству эпохи Возрождения. Подготовиться к ответам на задаваемые вопросы. 2) Прочитать работу П.А. Флоренского «Обратная перспектива» и подготовиться к обсуждению главных тезисов автора и отражения его взглядов в современном искусстве. Практические 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Эстетическая культура эпохи Возрождения. Переходный характер эпохи, ее гуманистическая направленность и мировоззренческие новации. Основные принципы ренессансной эстетики: реставрация философии и культуры античности; гуманизм, антропоцентризм и человекобожие; развитие научной мысли, установка на глубокое познание мира Лекции 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Кризис эстетических идеалов Возрождения и эстетические принципы маньеризма. Эстетика Нового времени. Барокко и классицизм. Эстетические принципы Лекции 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. 3. Философская эстетика и основные направления искусства 19 - 20 вв.
3.1. Основные направления искусства 19 века. Романтизм, реализм, натурализм. Лекции 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Эстетические идеи немецкой классической философии. Эстетика Канта, Шиллера, Шеллинга, Гегеля. Неклассические концепции западноевропейской эстетики 19 века: эстетические теории А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. «Дионисийское» и «аполлоновское» начала человеческой культуры Лекции 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Эстетические взгляды русских философов; эстетика Вл. Соловьева. Реализм в русском искусстве Искусство Серебряного века в России; выявление метафизической сущности эстетического и художественности искусства; поляризация художественных сил в начале 20 в.: супрематизм, абстракционизм, русский импрессионизм. «Мир искусства», его основатели. Отказ от реализма и утилитаризма XIX в. Литература, музыка, театр, соединение видов искусства. Поэзия «Серебряного века». Лекции 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории 20 в. Эстетические основания художественной практики модернизма. Кубизм, футуризм и абстракционизм. Лекции 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству России 19 века.. Подготовиться к дискуссии на тему: «Социальные задачи искусства в представлениях русских авторов». Практические 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.6. 1) Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству одного из направлений Новейшего времени. 2) Прочитать отрывок из романа М. Кантора «Учебник рисования» и подготовиться к дискуссии о взглядах автора на авангардизм в искусстве. Практические 4 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.7. Изучить работу В.С. Соловьева «Три речи в память Достоевского». Написать рецензию, затронув вопросы: • Какие этапы развития искусства выделяет В. С. Соловьев? • Как Соловьев характеризует противоречивость реализма и утопичность «искусства для искусства»? • Что автор понимает под религиозным искусством и как обосновывает возврат к нему? Сам. работа 4 12 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Яковлев, Евгений Георгиевич Эстетика: учебное пособие Гардарики, 2006
Л1.2 Гуревич, П.С. Эстетика: учебник Юнити-Дана, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118543
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пивоев, В.М. Эстетика: учебное пособие Директ-Медиа, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210656
Л2.2 Подольская, Елизавета Ананьевна Эстетика: кредитно-модульный курс : учебник Дашков и К° ; Ростов н/Д : Наука – Спектр, 2010
Л2.3 Писарев, Д.И. Разрушение эстетики: Лань, 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Offic
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. При освоении курса следует обратить внимание на преемственность эстетических представлений и базовых форм искусства в разных странах и в разные эпохи и одновременно на процессы дифференциации эстетического знания, формирование противоборствующих школ и направлений, а также на сложное взаимодействие разных школ, течений, жанров искусства. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. В данном курсе они носят преимущественно практический характер и направлены на углубленное знакомство с конкретными формами, жанрами, направлениями искусства в разные исторические периоды. Практические занятия по эстетике предполагают обязательное обсуждение в группе, дискуссию, к чему нужно быть готовым, предполагая возможные вопросы и ответы на них.
Самостоятельная работа. В данном курсе они носят как теоретический, так и практический характер. Теоретические задания направлены на углубленное знакомство с философско-эстетической мыслью, при этом предлагается проанализировать работы авторов, во многих аспектах придерживающихся противоположных эстетических взглядов. Задание, связанное с просмотром и анализом фильма, вводит обучающегося в совершенно новое, по историческим меркам, синтетическое междисциплинарное направление исследований, связанных с понятием фракталов, которое находится на стыке точного, естественнонаучного и эстетического знания. Возможно, будет целесообразным предварительно ознакомиться с одной из многочисленных популярных статей, посвященных фракталам.
Тест. Перед прохождением итогового теста в системе Moodle необходимо проработать курс лекций. При прохождении теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, на первый взгляд, равноценными. Такие вопросы требуют особой внимательности.
Зачет. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает знание материла, даваемого на лекциях, а также знания рекомендованной литературы. Практическое задание предполагает знакомство с образцами основных направлений искусства в разные эпохи.