МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление государственными и муниципальными финансами в органах власти
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_04_ГМУ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 30 66 30
Итого 108 72 108 72

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Стрижкина И.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Управление государственными и муниципальными финансами в органах власти

разработана в соответствии с ФГОС:
38.03.04. «Государственное и муниципальное управление», утвержденный Министерством образования и науки РФ «10» декабря 2014 г. № 1567

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н.,профессор Мищенко В.В

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н.,профессор Мищенко В.В

1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать комплексное представление о многогранной системе финансовых отношений, функционирующих в общественном производстве и обслуживающих все его сферы и секторы; об основах управления финансовыми потоками, принципами организации финансов экономических субъектов и финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Реализация данной цели предполагает постановку следующих основных задач – дать студентам теоретические знания в области финансов; обучить на-выкам работы с нормативными документами, статистическим и фактическим материалом, отражающим финансовые процессы во всем их многообразии; по-знакомить с методами аналитической работы и практикой принятия обоснованных финансовых решений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
ПК-3: умением применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов
ПК-24: владением технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятия организационно-управленческих решений, оценку результатов и последствий принятого решения, ответственность, социальная значимость и потребности, понятие решений;
основные экономические методы управления государственной и муниципальной собственностью, способы решения вопросов бюджетирования и структуры государственных ( муниципальных ) активов;
причины и последствия эволюции финансовых отношений, изменения финансового механизма и органов управления финансами
3.2.Уметь:
3.2.1.находить организационно-управленческие решения, оценивает результаты и последствия принятых управленческих решений и нести за них ответственность
применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принимать управленческие решения по эффективному использованию собственности, решения по бюджетированию и структуре государственных и муниципальных активов
анализировать услуги по уровням (государственные и муниципальные услуги); применять законодательство РФ в области оказания государственных и муниципальных услуг физических и юридических лиц;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
навыками использования экономических методов для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по эффективному использованию собственности, решений по бюджетированию и структуре государственных и муниципальных активов
технологиями, приемами разработки и составления документов для подготовки и написания отчётов и аналитических обзоров;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и содержание финансов
1.1. Понятие и функции финансов. Признаки финансов. Лекции 8 4 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие и функции финансов. Признаки финансов. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие и функции финансов. Признаки финансов. Сам. работа 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
1.4. Финансово-кредитная система. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
1.5. Характеристика звеньев финансово-кредитной системы. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
1.6. Характеристика звеньев финансово-кредитной системы. Сам. работа 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
1.7. Система налогов, формирующих государственный и муниципальный бюджеты. Сам. работа 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Государственный бюджет: принципы устройства и основные функции.
2.1. Государственный бюджет: принципы устройства и основные функции. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
2.2. Государственный бюджет: принципы устройства и основные функции. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Бюджетный процесс. Сам. работа 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
2.4. Принципы формирования бюджетов разных уровней. Доходы и расходы, составление и исполнение. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
2.5. Дефицит и профицит бюджета. Сам. работа 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
2.6. Внебюджетные фонды и их роль в формировании государственных и муниципальных финансов. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
2.7. Внебюджетные фонды и их роль в формировании государственных и муниципальных финансов. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
2.8. Внебюджетные фонды и их роль в формировании государственных и муниципальных финансов. Сам. работа 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
2.9. Финансы предприятий и организаций как основа формирования муниципальных финансов. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Финансы предприятий и организаций как основа формирования муниципальных финансов. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.11. Финансы предприятий и организаций как основа формирования муниципальных финансов. Сам. работа 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.12. Финансовый рынок. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
2.13. Центральные банки. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
2.14. Коммерческие банки. Сам. работа 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Рынок страховых услуг в РФ.
3.1. Страховое звено: структура и функции страховых органов и их отделений на местах. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
3.2. Формы и виды страхования. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
3.3. Страхование в Алтайском крае. Сам. работа 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
3.4. Рынок государственных ценных бумаг, валютный рынок. Сам. работа 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Федеральные и мунициавльные финансовые институты.
4.1. Полномочия муниципальных подразделений организаций федерального подчинения. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
4.2. Полномочия муниципальных подразделений организаций федерального подчинения. Сам. работа 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
4.3. Органы финансового контроля в регионе и муниципалитете. Сам. работа 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
4.4. Финансы домохозяйств Сам. работа 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Мировые финансовые кризисы
5.1. Мировые финансовые кризисы Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Мировые финансовые кризисы Практические 8 6 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Мировые финансовые кризисы Сам. работа 8 4 ОПК-2, ПК-3, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. А.М. Ковалевой. Финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/viewer/757FC3B4-7851-4421-8832-46A433AD39CC/finansy#page/2
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л. А. Чалдаевой Финансы, денежное обращение и кредит: учебник М.: Юрайт, 2011
Л2.2 Под ред.Колчиной Н.В. Финансы предприятий. : Учебник М.: Финансы, ЮНИТИ, , 2009г.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы: www.kremlin.ru, www.government.ru, www.minfin.ru, www.altairegion22.ru, www.wikipedia.org, Яндекс, Google, Rambler, правовые системы «Гарант», «Консультант+».
Э2 Курс в Moodle "Управление государственными и муниципальными финансами" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4108
6.3. Перечень программного обеспечения



Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.