МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эстетика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Эстетика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Эстетика» являются: формирование базовых представлений об истории эстетической мысли, основных эстетических понятиях, о месте и функции эстетического в современной жизни и культуре.
Задачи:
- ознакомление учащихся с основными категориями эстетического знания, их развитием на разных исторических этапах, базовыми проблемами эстетики;
- демонстрация места и функций эстетического в жизни и культуре
- формирование практических навыков эстетического анализа и освещения в СМИ данной проблематики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ПК-1 способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые категории и принципы философской эстетики, ее различные направления; этапы, факторы и закономерности их развития и основные характеристики; наиболее актуальные темы в русле развития эстетической мысли и искусства; современные тенденции в данной сфере; проблемы эстетики и развития искусства в бщесоциальном и общекультурном контексте, источники достоверной информации.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и сравнивать по ряду критериев основные эстетические парадигмы, их принципы и категории, этапы их развития; роль в формировании мировоззренческой позиции; различные формы их проявления в социокультурной жизни общества; выбирать наиболее актуальные темы и проблемы в русле развития эстетической мысли и искусства для создания журналистских материалов; отбирать наиболее достоверные источники информации, в том числе среди Интернет-ресурсов, сравнивать различные подходы к проблемам и формировать свою точку зрения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения философско-эстетических знаний к журналистскому анализу культуры и искусства; методами философско-эстетической оценки сложных и противоречивых явлений современной действительности; навыками отбора наиболее значимых тем, адекватного и всестороннего раскрытия выбранных тем в журналистских материалах; методами сбора информации, ее проверки и анализа; технологиями представления информации в различных формах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Эстетика как философская дисциплина. Сущность и специфика эстетического отношения к миру
1.1. Предмет эстетики. Основные разделы эстетики. Эстетическое сознание; эстетический вкус, эстетическая потребность. Лекции 3 1 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Основные категории эстетики, их взаимосвязь. Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Обсуждение темы «Сущность и специфика эстетического отношения к миру. Пpедмет и категории эстетики» Вопросы для обсуждения: 1. Кем и когда был введен термин «эстетика»? 2. Каковы основные разделы эстетики? Какие проблемы в них исследуются? Как менялся предмет эстетики на протяжении истории ее развития? 3. Что такое эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетический вкус? 4. Каковы основные категории эстетики? Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Прочитайте отрывок из книги Ж. Бодрийяра «Символический обмен и смерть» (на сайте, в ЭУМК курса). Напишите эссе-рецензию, затронув вопросы: - С чем, по мнению Бодрийяра, связано появление симулякров? - Какие типы (порядки) симулякров выделяет автор и почему? - Как Бодрийяр связывает, посредством симулякров, политику, промышленность, искусство? - Как автор характеризует понятие моды? - С чем вы согласны и с чем не согласны (аргументируйте) Сам. работа 3 10 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Посмотрите научно-популярный фильм «Фракталы. Поиски новых размерностей». http://www.youtube.com/watch?v=Yke32Oavr1I Напишите рецензию, затронув вопросы: - Что такое фрактал? - С чем связано резкое возрастание исследований в этой сфере? - Где, на практике, применяются результаты этих исследований? Насолько успешно, на ваш взгляд? - Как «открытие» фракталов отразилось в искусстве и в дизайне? Оцените находки в этой области. Сам. работа 3 8 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. 2. Основные этапы развития эстетической мысли и искусства
2.1. Эстетические представления народов древнего Востока: эстетика Египта, Китая, Индии. Связь эстетических представлений с религиозно-философской мыслью Лекции 3 1 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству Древнего Египта, древней Индии или древнего Китая (на выбор). Подготовиться к ответам на задаваемые вопросы Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Античная эстетическая мысль, основные периоды: ранняя классика; средняя классика; высокая классика. Философские основы античной эстетики (Платон, Аристотель). Базовые категории античной эстетики Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству античности. Подготовиться к ответам на задаваемые вопросы. Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Эстетика средневековья, ее религиозный характер. Основные периоды: раннее и позднее средневековье; основные направления: философско-богословское как теоретическая основа эстетики и искусствоведческое. Лекции 3 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству средневековья. 2) Подготовиться к обсуждению темы «Эстетические представления в христианской теологии и их актуальность в наше время». Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Эстетическая культура эпохи Возрождения. Переходный характер эпохи, ее гуманистическая направленность и мировоззренческие новации. Основные принципы ренессансной эстетики: реставрация философии и культуры античности; гуманизм, антропоцентризм и человекобожие; развитие научной мысли, установка на глубокое познание мира Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. 1) Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству эпохи Возрождения. Подготовиться к ответам на задаваемые вопросы. 2) Прочитать работу П.А. Флоренского «Обратная перспектива» и подготовиться к обсуждению главных тезисов автора и отражения его взглядов в современном искусстве. Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Кризис эстетических идеалов Возрождения и эстетические принципы маньеризма. Эстетика Нового времени. Барокко и классицизм. Эстетические принципы Лекции 3 1 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. 3. Философская эстетика и основные направления искусства 19 - 20 вв.
3.1. Основные направления искусства 19 века. Романтизм, реализм, натурализм. Лекции 3 1 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Эстетические идеи немецкой классической философии. Эстетика Канта, Шиллера, Шеллинга, Гегеля. Неклассические концепции западноевропейской эстетики 19 века: эстетические теории А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. «Дионисийское» и «аполлоновское» начала человеческой культуры Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Эстетические взгляды русских философов; эстетика Вл. Соловьева. Реализм в русском искусстве Искусство Серебряного века в России; выявление метафизической сущности эстетического и художественности искусства; поляризация художественных сил в начале 20 в.: супрематизм, абстракционизм, русский импрессионизм. «Мир искусства», его основатели. Отказ от реализма и утилитаризма XIX в. Литература, музыка, театр, соединение видов искусства. Поэзия «Серебряного века». Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории 20 в. Эстетические основания художественной практики модернизма. Кубизм, футуризм и абстракционизм. Лекции 3 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству России 19 века.. Подготовиться к дискуссии на тему: «Социальные задачи искусства в представлениях русских авторов». Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.6. 1) Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству одного из направлений Новейшего времени. 2) Прочитать отрывок из романа М. Кантора «Учебник рисования» и подготовиться к дискуссии о взглядах автора на авангардизм в искусстве. Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.7. Прочитайте повесть А.П. Чехова «Дуэль». Напишите рецензию, ответив на вопросы: - как в нравственной и жизненной позиции одного из героев повести отразился принцип социал-дарвинизма? (Приведите цитаты) - В чем состоит «дуэль» главных героев? Как эта дуэль разрешается? - Какова основная мысль самого Чехова? Согласны ли вы с ней? Сам. работа 3 18 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.8. Зачет 3 4 Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Яковлев, Евгений Георгиевич Эстетика: учебное пособие Гардарики, 2006
Л1.2 Гуревич, П.С. Эстетика: учебник Юнити-Дана, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118543
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пивоев, В.М. Эстетика: учебное пособие Директ-Медиа, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210656
Л2.2 Подольская, Елизавета Ананьевна Эстетика: кредитно-модульный курс : учебник Дашков и К° ; Ростов н/Д : Наука – Спектр, 2010
Л2.3 Писарев, Д.И. Разрушение эстетики: Лань, 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» [Электронный ресурс] www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Offic
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. При освоении курса следует обратить внимание на преемственность эстетических представлений и базовых форм искусства в разных странах и в разные эпохи и одновременно на процессы дифференциации эстетического знания, формирование противоборствующих школ и направлений, а также на сложное взаимодействие разных школ, течений, жанров искусства. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Самостоятельная работа. В данном курсе они носят как теоретический, так и практический характер. Теоретические задания направлены на углубленное знакомство с философско-эстетической мыслью, при этом предлагается проанализировать работы авторов, во многих аспектах придерживающихся противоположных эстетических взглядов. Задание, связанное с просмотром и анализом фильма, вводит обучающегося в совершенно новое, по историческим меркам, синтетическое междисциплинарное направление исследований, связанных с понятием фракталов, которое находится на стыке точного, естественнонаучного и эстетического знания. Возможно, будет целесообразным предварительно ознакомиться с одной из многочисленных популярных статей, посвященных фракталам.
Тест. Перед прохождением итогового теста в системе Moodle необходимо проработать курс лекций. При прохождении теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, на первый взгляд, равноценными. Такие вопросы требуют особой внимательности.
Зачет. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает знание материла, даваемого на лекциях, а также знания рекомендованной литературы. Практическое задание предполагает знакомство с образцами основных направлений искусства в разные эпохи.