МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление национальной экономикой

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильФинансовая экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_01_ФЭ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Управление национальной экономикой

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.01 "Экономика" (уровень магистратуры) утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2015 г. №321

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Мищенко В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Мищенко В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – дать магистрантам целостное представление об управлении национальным хозяйством, его сферами, отраслевыми (видами деятельности) и региональными составляющими, потенциалами всех видов, образующих совокупный экономический потенциал страны, организационной, методической, регулирующей, контролирующей деятельности органов государственной и территориальной власти и хозяйственного управления всех уровней.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне
ПК-11 способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.3.1.1. понятие и сущность управления национальной экономикой;
3.1.2. организационные, экономические, рыночные основы управления национальным хозяйством;
3.1.3. основы анализа по оценке ситуации, тенденций развития национальной экономики;
3.1.4. основные положения стратегического управления и планирования, программно-целевого управления национальным хозяйством.
3.2.Уметь:
3.2.1.3.2.1. оценивать деятельность органов управления по решению вопросов национального развития экономики, повышению уровня и качества жизни населения,
3.2.2. давать характеристику экономическо-социальной деятельности национального хозяйства, ее изменений под влиянием государственного управления;
3.2.3. использовать способы анализа для характеристики функционирования национальной экономики и решения проблемных вопросов на государственном уровне;
3.3.4. анализировать различные управленческие решения перспектив развития страны в сопоставлении с решениями развитых и других развивающихся стран.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.3.3.1. методами подготовки и принятия решений в области государственного управления;
3.3.2. основными методами и инструментами регулирования функционирования национальной экономикой;
3.3.3. приемами анализа последствий реформ экономики страны, повышении ее международной конкурентоспособности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление национальной экономикой
1.1. Методологические основы анализа управления национальной экономикой. Лекции 1 1 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Методологические основы анализа управления национальной экономикой. Практические 1 2 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Методологические основы анализа управления национальной экономикой. Сам. работа 1 2 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Макроэкономические показатели, пропорции и потенциал хозяйственных комплексов национальной экономики. Сам. работа 1 4 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Основные сектора национальной экономики. Управление структурной политикой в системе государственной экономической политики Практические 1 2 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Основные сектора национальной экономики. Управление структурной политикой в системе государственной экономической политики Лекции 1 1 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Основные сектора национальной экономики. Управление структурной политикой в системе государственной экономической политики Сам. работа 1 4 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Экономический рост и управление экономическим развитием национальной экономики Практические 1 2 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Национальная экономика и мировая экономическая система. Сам. работа 1 8 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Управление денежно-кредитной, бюджетной и налоговой системами государства. Сам. работа 1 8 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Управление государственным сектором экономики Практические 1 2 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Инвестиционная политика и управление инновационным развитием экономики Сам. работа 1 15 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Управление государственной социальной политикой. Экологические факторы функционирования экономики. Сам. работа 1 16 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Управление государственной региональной экономической политикой. Сам. работа 1 16 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Управление внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью государства. Открытая национальная экономика. Сам. работа 1 16 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Управление национальной экономикой Экзамен 1 9 ПК-8, ПК-11 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мищенко В.В., Мищенко И.К. Государственное регулирование экономики: Учеб.поcобие Изд-во АлтГУ, 2013
Л1.2 Васильев В.П. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. П.В. Савченко Национальная экономика : учебник М.: Инфра-М, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Управление национальной экономикой» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, предусматривающая помимо подготовки к практическим занятиям изучение правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. Для выполнения заданий необходимо изучить списки правовых актов и литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса. Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями;
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным, что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи и вопросы, которые студент собирается дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое (по усмотрению студента).