МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление национальной экономикой
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_04_ГМУ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Мищенко Вал.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Управление национальной экономикой

разработана в соответствии с ФГОС:
38.04.04. "Государственное и муниципальное управление", утвержденный Министерством образования и науки РФ "26" ноября 2014 №1518

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Мищенко В.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Мищенко В.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – дать магистрантам целостное представление об управлении национальным хозяйством, его сферами, отраслевыми (видами деятельности) и региональными составляющими, потенциалами всех видов, образующих совокупный экономический потенциал страны, организационной, методической, регулирующей, контролирующей деятельности органов государственной и территориальной власти и хозяйственного управления всех уровней.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности
ПК-4: владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления
ПК-6: способностью понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции
ПК-9: владением навыками использования инструментов экономической политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.3.1.1. понятие и сущность управления национальной экономикой;
3.1.2. организационные, экономические, рыночные основы управления национальным хозяйством;
3.1.3. основы анализа по оценке ситуации, тенденций развития национальной экономики;
3.1.4. основные положения стратегического управления и планирования, программно-целевого управления национальным хозяйством.
3.2.Уметь:
3.2.1.3.2.1. оценивать деятельность органов управления по решению вопросов национального развития экономики, повышению уровня и качества жизни населения,
3.2.2. давать характеристику экономическо-социальной деятельности национального хозяйства, ее изменений под влиянием государственного управления;
3.2.3. использовать способы анализа для характеристики функционирования национальной экономики и решения проблемных вопросов на государственном уровне;
3.3.4. анализировать различные управленческие решения перспектив развития страны в сопоставлении с решениями развитых и других развивающихся стран.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.3.3.1. методами подготовки и принятия решений в области государственного управления;
3.3.2. основными методами и инструментами регулирования функционирования национальной экономикой;
3.3.3. приемами анализа последствий реформ экономики страны, повышении ее международной конкурентоспособности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление национальной экономикой
1.1. Методологические основы анализа управления национальной экономикой. Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Методологические основы анализа управления национальной экономикой. Практические 1 1 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Методологические основы анализа управления национальной экономикой. Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Макроэкономические показатели, пропорции и потенциал хозяйственных комплексов национальной экономики. Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Основные сектора национальной экономики. Управление структурной политикой в системе государственной экономической политики Практические 1 1 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Основные сектора национальной экономики. Управление структурной политикой в системе государственной экономической политики Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Основные сектора национальной экономики. Управление структурной политикой в системе государственной экономической политики Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Экономический рост и управление экономическим развитием национальной экономики Практические 1 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Национальная экономика и мировая экономическая система. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Управление денежно-кредитной, бюджетной и налоговой системами государства. Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Управление государственным сектором экономики Практические 1 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Инвестиционная политика и управление инновационным развитием экономики Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Управление государственной социальной политикой. Экологические факторы функционирования экономики. Сам. работа 1 7 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Управление государственной региональной экономической политикой. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Управление внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью государства. Открытая национальная экономика. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Подготовка курсовой работы Сам. работа 1 20 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л1.2
1.17. Управление национальной экономикой Экзамен 1 9 ОПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-9 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мищенко В.В., Мищенко И.К. Государственное регулирование экономики: Учеб.поcобие Изд-во АлтГУ, 2013
Л1.2 Васильев В.П. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/BA274803-4DC8-497D-9E2C-044BC8D15210
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. П.В. Савченко Национальная экономика : учебник М.: Инфра-М, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Управление национальной экономикой» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2026
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, предусматривающая помимо подготовки к практическим занятиям изучение правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. Для выполнения заданий необходимо изучить списки правовых актов и литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса. Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями;
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным, что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи и вопросы, которые студент собирается дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое (по усмотрению студента).