МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировая экономика и международные экономические отношения
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 24
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Мищенко И.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Мировая экономика и международные экономические отношения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор В.В. Мищенко

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор В.В. Мищенко

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений студентов о теоретических основах функционирования современной международной экономики, приобретение навыков использования теоретических моделей для анализа процессов,протекающих в экономиках открытого типа, выявление роли международныхэкономических организаций в развитии современной экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-17: способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• теоретические основы и закономерности функционирования экономики
• виды бизнес-моделей
3.2.Уметь:
3.2.1.• оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности в России и за ее пределами
• выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности
• навыками формирования бизнес-модели

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ Международная экономика
1.1. Мировая экономика как система Лекции 2 4 ПК-17 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Мировая экономика как система Практические 2 4 ПК-17 Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Мировая экономика как система Сам. работа 2 8 ПК-17 Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Тенденции развития мировой экономики Лекции 2 4 ПК-17 Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Тенденции развития мировой экономики Практические 2 4 ПК-17 Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Тенденции развития мировой экономики Сам. работа 2 8 ПК-17 Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Классификация стран в мировой экономике Лекции 2 4 ПК-17 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Классификация стран в мировой экономике Практические 2 2 ПК-17 Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Классификация стран в мировой экономике Сам. работа 2 10 ПК-17 Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства Лекции 2 2 ПК-17 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства Практические 2 4 ПК-17 Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства Сам. работа 2 10 ПК-17 Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. Лекции 2 2 ПК-17 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. Практические 2 2 ПК-17 Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. Сам. работа 2 10 ПК-17 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Международная миргация капитала Основные экономические эффекты Лекции 2 2 ПК-17 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Международная миргация капитала Проблемы движения капитала вРФ Практические 2 4 ПК-17 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Международная миргация капитала Проблемы движения капитала вРФ Сам. работа 2 10 ПК-17 Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Международная экономическая интеграция Лекции 2 2 ПК-17 Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Международная экономическая интеграция Практические 2 2 ПК-17 Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Международная экономическая интеграция Сам. работа 2 10 ПК-17 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поляков В.В. - Отв. ред., Щенин Р.К. - Отв. ред., Смирнов Е.Н. - Отв. ред. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. : Учебник и практикум М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6D1A9F0D-ECE8-4715-A700-E67D1231B4F8
Л1.2 Худоренко Е.А., Христолюбова Н.Е. Мировая экономика и международные экономические отношения в схемах и таблицах: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DC12BE84-290E-4798-9E57-342F1E853AD9
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Поляков, Р. К. Щенин, Е. Н. Смирнов Мировая экономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/mirovaya-ekonomika-413759
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каплинская И.Е. Международная экономика.Тесты, задачи, упражнения.: АлтГУ, 2009
Л3.2 Каплинская И.Е. Международная экономческая интеграция: АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/608
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Э2 Международная организация труда –http: //www.ilo.org
Э3 Европейский союз – http: //europa.eu.int
Э4 Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org
Э5 Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Э6 Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
Э7 Курс в Moodle «Мировая экономика и международные экономические отношения» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3207
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Курс в системе Moodle "Мировая экономика и МЭО" : https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3207

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.