МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Налоги и налогообложение
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Титова Ольга Викторовна

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Деркач Наталья Олеговна

Рабочая программа дисциплины
Налоги и налогообложение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., доцент Межов С.И.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., доцент Межов С.И.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины «Налоги и налогообложение» является реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций ОК-3, ПК-2 на основе формирования у студентов знания налоговой системы, механизма и правового обеспечения налоговой политики государства, практических навыков в области налогообложения, умения проводить расчеты налоговых платежей и исчисление налоговой базы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: выбор рациональных информационных систем и информационно-коммуникативных технологий решения для управления бизнесом
ПК-17: способность использовать основные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования
ОК-3: способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные категории экономики, экономические законы,
- теоретические основы экономики фирмы и параметры оценки эффективности деятельности предприятия
- основы экономических знаний для моделирования бизнес-процессов
- основные микро- и макроэкономические понятия, концепции, модели
- базовые экономические категории и законы, способствующие развитию маркетинга
- теоретические основы технико-экономического анализа: понятие предприятия, основные параметры оценки эффективности использования основных ресурсов предприятия, методы анализа
- логику эконометрического и математического моделирования экономических процессов
- теорию финансов, рынка


3.2.Уметь:
3.2.1.- применять понятийно – и категориальный аппарат в управленческой деятельности
- выполнять анализ эффективности использования основных и оборотных средств предприятия, проводить интерпретацию полученных результатов анализа;
- использовать основы экономических знаний для моделирования бизнес-процессов.
- использовать экономические модели в различных сферах деятельности
- использовать экономические знания в оценке эффективности результатов маркетинговой деятельности предприятия.
- анализировать хозяйственную деятельность организации и интерпретировать полученные результаты анализа
- пользоваться аппаратом микро- и макроэкономических исследований в различных сферах деятельности
- квалифицированно оценивать качественные и количественные изменения статистических показателей
- анализировать происходящие в стране и на предприятии финансовые процессы, давать им объективную оценку, находить пути выхода из кризисных ситуаций
- применять на практике методологические подходы, принципы, методы и модели стратегического менеджмента;
- выбирать миссию и стратегические цели организации;
- формировать и анализировать варианты стратегических управленческих решений;
- оценивать эффективность стратегий и управленческих действий по развитию компаний;
- использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
- анализировать и выявлять проблемы экономического характера при анализе деятельности фирмы на рынке (конкуренция, ценовая дискриминация), предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты, разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений
- использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов;
- использовать основные количественные показатели для определения целесообразности вложения средств в проекты по созданию (внедрению) ИСУП;
- использовать информационные ресурсы предприятия в условиях информационной экономики;
- использовать основные количественные показатели для определения целесообразности вложения средств в проекты по внедрению систем ERP;
- использовать интернет-ресурсы для эффективного управления экономикой предприятия;
- использовать основные положения и методы экономической науки в профессиональной деятельности;
- анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
- использовать основные экономические показатели для определения эффективности управления предприятием на основе корпоративных информационных систем (КИС);
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-способностью использовать основы экономических знаний при организации и управлении коллективами;
-экономическими знаниями в профессиональной деятельности.
-приемами технико-экономического обоснования проектов по совершенствованию деятельности предприятия, методами математического аппарата для обработки, анализа и систематизации информации
-способностью использовать основы экономических знаний для моделирования бизнес-процессов;
-аппаратом микро- и макроэкономических исследований в различных сферах деятельности -способностью использовать основы экономических знаний в маркетинговой деятельности предприятия
-навыками сравнительного и факторного анализа, анализа товарной политики предприятия, в том числе посредством программного обеспечения
-аппаратом экономико-статистических исследований в различных сферах деятельности -аппаратом экономико-статистических исследований в различных сферах деятельности.
- навыками использования теоретических знаний для принятия верных управленческих решений в области финансов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы налогообложения. Налоговая система.Налоговый контроль. Федеральные налоги и сборы РФ. Региональные налоги и сборы РФ. Местные налоги и сборы РФ. Специальные налоговые режимы.
1.1. Основы налогообложения Лекции 6 1 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Основы налогообложения Практические 6 1 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Основы налогообложения Сам. работа 6 18 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Налоговая система РФ Лекции 6 1 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Налоговая система РФ Практические 6 1 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Налоговая система РФ Сам. работа 6 6 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Налоговый контроль Лекции 6 1 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Налоговый контроль Практические 6 1 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Налоговый контроль Сам. работа 6 6 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Федеральные налоги Российской Федерации Лекции 6 8 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Федеральные налоги Российской Федерации Практические 6 8 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Федеральные налоги Российской Федерации Сам. работа 6 16 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Региональные налоги Российской Федерации Лекции 6 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Региональные налоги Российской Федерации Практические 6 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Региональные налоги Российской Федерации Сам. работа 6 8 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.16. Местные налоги Российской Федерации Лекции 6 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.17. Местные налоги Российской Федерации Практические 6 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.18. Местные налоги Российской Федерации Сам. работа 6 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.19. Специальные налоговые режимы Лекции 6 5 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.20. Специальные налоговые режимы Практические 6 7 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.21. Специальные налоговые режимы Сам. работа 6 10 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лыкова Л.Н. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/345B9F69-231A-46F7-8FB1-B8845986CE2C
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Г. Пансков. — НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Т. ТОМ 2 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/06E4A433-46EF-404C-83AF-7F0490236329
Л2.2 Н. И. Малис [и др.] Налоговая политика государства: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/548A2C7B-10A9-4556-8338-FB36D4C2BE54
Л2.3 Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев Налоговая политика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/2DF4AB3A-3AAD-4D9B-AED2-B2E9C98DCFE5
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Интернет-еженедельник CONSULTING.RU
Э2 http://www.consulting.ru/
Э3 2.Проект GAAP. RU
Э4 http://www.gaap.ru/
Э5 Сервер посвящен теории и практике финансового учета и корпоративных финансов.
Э6 3.Корпоративные финансы
Э7 http://www.cfin.ru/
Э8 На сайте содержится методическая и аналитическая информация, относящаяся к инвестициям и финансовому анализу.
Э9 4.Информационное агентство "РосБизнесКонсалтинг"
Э10 http://www.rbc.ru/
Э11 На сервере одной из ведущих российских информационных компаний наряду с постоянно обновляющимися новостями международных и российских валютных, денежных и фондовых рынков представлены также и аналитические материалы.
Э12 5.Информационное агентство "АК&М"
Э13 http://www.akm.ru/
Э14 Сервер предоставляет экономическую информацию от наиболее известного и влиятельного информационно-аналитического агентства. В разделах сайта можно найти полную картину событий, происходящих на финансовом рынке России. Агентство рассчитывает собственные фондовые индексы.
Э15 6.Российская торговая система (РТС)
Э16 http://www.rtsnet.ru/
Э17 На сайте РТС приводится информация о деятельности этой крупнейшей в России электронной площадки, объединяющей инвестиционные компании и банки. В Торговой системе предоставлена возможность выставлять котировки и заключать сделки с акциями российских эмитентов. Кроме того, члены РТС имеют право выставлять котировки по акциям эмитентов стран СНГ, долговым обязательствам отечественных эмитентов, а также по облигациям внутреннего валютного займа.
Э18 7. Журнал Эксперт
Э19 http://www.expert.ru
Э20 8.Консультант-Плюс
Э21 http://www.consultant.ru
Э22 9. Практический журнал по управлению финансами предприятий «Финансовый директор»
Э23 http://www.fd.ru
Э24 10.Центральный Банк России
Э25 http://www.cbr.ru
Э26 11.Министерство финансов РФ
Э27 http://www.minfin.ru
Э28 12.Правительство РФ
Э29 http://www.government.ru
Э30 13.Государственная Дума РФ
Э31 http://www.duma.gov.ru
Э32 14.Министерство по налогам и сборам
Э33 http://www.nalog.ru
Э34 15.Министерство экономического развития и торговли
Э35 http://www.economy.gov.ru
Э36 16.Прайм-тасс – Агентство экономической информации
Э37 http://www.prime-tass.ru
Э38 17.Бюджетная система РФ
Э39 http://www.budgetrf.ru
Э40 18.Информационно-издательский центр «Статистика России»
Э41 http://www.infostat.ru/
Э42 19.Госкомстат РФ
Э43 http://www.gks.ru/
Э44 20.Рейтинговое агентство Moody’s Investors Services
Э45 http://www.moodys.com/
Э46 21.Рейтинговое агентство Standard & Poor’s
Э47 http://www.standardpoor.com/
Э48 22.Рейтинговое агентство Fitch IBCA
Э49 http://www.fitchibca.com/
Э50 23.Газета The Economist
Э51 http://www.economist.com/
Э52 24.Газета The Euromoney
Э53 http://www.euromoney.com/
Э54 25.Газета The Banker
Э55 http://www.thebanker.com/
Э56 26.Газета The Financial Times
Э57 http://www.ft.com/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной
дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.