МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Домашев А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.выработать у студентов умение правильно понимать государственно-правовые явления; выработать ценностные жизненные ориентации, основанные на приоритете прав и свобод личности; привить практические навыки работы с законодательством Российской Федерации; развить способность к юридически грамотным действиям в последующей повседневной жизни и профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.фундаментальные теории и основные понятия правовой культуры, дающие возможность их использования в различных сферах жизнедеятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания фундаментальных теорий и основных понятий правовой культуры в различных сферах жизнедеятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования знаний фундаментальных теорий и основных понятий правовой культуры в различных сферах жизнедеятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения теории права как слагаемые правовой культуры
1.1. Право как инструмент регулирования общественных отношений. Лекции 6 4 ОК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Право как инструмент регулирования общественных отношений. Сам. работа 6 4 ОК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Источники (формы) права. Лекции 6 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
1.4. Источники (формы) права. Практические 6 4 ОК-4 Л1.1, Л2.1
1.5. Источники (формы) права. Сам. работа 6 5 ОК-4 Л1.1, Л2.1
1.6. Нормы права. Лекции 6 4 ОК-4 Л1.1, Л2.1
1.7. Нормы права. Практические 6 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
1.8. Нормы права. Сам. работа 6 8 ОК-4 Л1.1, Л2.1
1.9. Специфика правовой культуры Лекции 6 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
1.10. Специфика правовой культуры Практические 6 4 ОК-4 Л1.1, Л2.1
1.11. Система права и система законодательства. Сам. работа 6 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
1.12. Правовая культура и правовой нигилизм Лекции 6 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
1.13. Правовая культура и правовой нигилизм Практические 6 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
1.14. Правонарушение и юридическая ответственность Сам. работа 6 6 ОК-4 Л1.1, Л2.1
1.15. Законность и правопорядок как отражение эффективности права. Сам. работа 6 8 ОК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Правовая культура в контексте гуманитарного знания
2.1. Правосознание и правовая культура. Сам. работа 6 5 ОК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Правовой нигилизм. Практические 6 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Правовой нигилизм. Сам. работа 6 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
2.4. Правовое воспитание и правовая культура. Сам. работа 6 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
2.5. Правовое регулирование и правовая культура Сам. работа 6 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Социальные нормы, их виды и общая характеристика.
2. Признаки и функции права.
3. Основные виды правовых семей современности и их особенности.
4. Понятие источников (форм) права и их виды.
5. Структура и виды правовой нормы.
6. Способы толкования норм права.
7. Критерии деления права на отрасли и виды отраслей права.
8. Аналогия права и аналогия закона.
9. Понятие, признаки и виды правонарушений.
10. Юридический состав правонарушения.
11. Понятие и основания юридической ответственности.
12. Виды юридической ответственности и условия, её исключающие.
13. Понятие правопорядка и законности.
14. Средства обеспечения законности.
15. Принципы и основы правового государства.
16. Признаки правового государства.
17. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.
18. Понятие, признаки и виды правонарушений.
19. Состав правонарушений.
20. Понятие и цели юридической ответственности.
21. Виды юридической ответственности.
22. Понятие и функции правосознания.
23. Структура правосознания.
24. Правовая психология.
25. Правовая идеология.
26. Виды правосознания.
27. Обыденное, профессиональное, научное правосознание.
28. Индивидуальное, групповое, массовое правосознание.
29. Взаимосвязь права и правосознания.
30. Понятие правовой культуры.
31. Структура правовой культуры.
32. Функции правовой культуры.
33. Механизм формирования правовой культуры.
34. Понятие и источники правового нигилизма. Формы выражения правового нигилизма.
35. Правовой идеализм и его причины.
36. Правовая активность.
37. Правовое воспитание граждан.
38. Соотношение право и морали: единство, различие, взаимодействие.
39. Противоречия между правом и моралью: пути преодоления.
40. Роль морали в повышении правовой культуры.
Практические задания
1. При обсуждении вопроса о том, что такое правовая культура, один из студентов(А) утверждал, что правовая культура – это, прежде всего, отношение общества к праву, другой же студент(Б) спорил о том, что правовая культура – это нормы права в государстве. Разрешите данный спор.

2. «Если человек обладает развитым правосознанием, так ли уж нужна ему информа-ция о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является за-конным» Ж. Карбонье. Объясните, как вы понимаете это выражение, согласны ли вы с ним?

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:
1) политические обычаи; 2) политическая культура; 3) политические знания; 4) политические правила; 5) политические оценки; 6) политические нормы.

4. По вашему мнению, приведенный ниже текст является утверждением, фактом, оценкой или теоретическим утверждением? Дайте свою точку зрения. «В процессе социализации формируется правосознание как часть правовой культуры».

5. В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством. Согласны ли вы с данным мнением? Дайте развернутый ответ. (Не менее 3 предложений)

6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Для повышения уровня А)_______________ культуры общества в целом и для повышения Б)_______________ культуры личности необходима целенаправленная деятельность В)________________ органов, общественности по формированию у всех граждан Г)_________________ , знаний, умений пользоваться всеми ценностями, созданными человеком в правовой сфере, стремления действовать в соответствии с ними. Другими словами, для повышения уровня правовой культуры необходимы правовое Д)________________ и правовое Е)___________________ личности. Эти два понятия не являются тождественными. 1) Правосознание; 2) Государственное; 3) Правовое; 4) Воспитание; 5) Правовое; 6) Формирование.
7. Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы. В связи с данным определением выделите три вида правовой культуры и кратко охарактеризуйте их.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2021 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Д. Перевалов Теория государства и прав: учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http: //lib.uni-dubna.ru – сайт библиотеки университета "Дубна"
Э2 www.garant.ru - Система «Гарант», правовые базы российского законодательства
Э3 www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консуль¬тант-Плюс)
Э4 www.rbc.ru - РИА «РосБизнесКонсалтинг»
Э5 www.pravo.ru - Право в области информационных технологий
Э6 www.rg.ru - сервер «Российской газеты»
Э7 www.elibrary.ru – журналы AIP
Э8 Курс в moodle «Правовая культура копия 1» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.