МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная глобалистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социальная глобалистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям;
стимулирование потребности к социально-философской оценке исторических событий и фактов действительности;
усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.новейшие отечественные и зарубежные методы самостоятельного формулирования цели и постановки конкретных задач научных исследований в области социальной глобалистики, дающие возможность их решения с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно формулировать цели и ставить конкретные задачи научных исследований в области социальной глобалистики, при помощи современных отечественных и зарубежных исследовательских методов, а также применять современную аппаратуру, оборудование и информационные технологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования новейших отечественных и зарубежных методов, позволяющих самостоятельно формулировать цели и ставить конкретные задачи научных исследований в области социальной глобалистики при помощи современной аппаратуры, оборудования и информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Задачи и функции учебной дисциплины «Социальная глобалистика"
1.1. Социально-философские проблемы в контексте современности. Предмет курса социально-философские проблемы современности. Общество и культура как предметы философского анализа Лекции 8 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Социально-философские проблемы в контексте современности. Предмет курса социально-философские проблемы современности. Общество и культура как предметы философского анализа Практические 8 4 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Социально-философские проблемы в контексте современности. Предмет курса социально-философские проблемы современности. Общество и культура как предметы философского анализа Сам. работа 8 14 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Современный философский иррационализм как основа решения социально-философских проблем современности. Философские проблемы науки и техники. Будущее человечества (социофилософский аспект) Лекции 8 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Современный философский иррационализм как основа решения социально-философских проблем современности. Философские проблемы науки и техники. Будущее человечества (социофилософский аспект) Практические 8 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Современный философский иррационализм как основа решения социально-философских проблем современности. Философские проблемы науки и техники. Будущее человечества (социофилософский аспект) Сам. работа 8 14 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики) Лекции 8 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики) Практические 8 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики) Сам. работа 8 14 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Социологические проблемы научного исследования социально-философских проблем современности
2.1. Антропологическое измерение глобальных проблем современности Лекции 8 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Антропологическое измерение глобальных проблем современности Практические 8 4 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Антропологическое измерение глобальных проблем современности Сам. работа 8 14 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Роль ноосферно-экологического императива в преодолении дисгармонии системы «человек-природа». Ноосферно-экологический императив как духовное основание устойчивого развития Лекции 8 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Роль ноосферно-экологического императива в преодолении дисгармонии системы «человек-природа». Ноосферно-экологический императив как духовное основание устойчивого развития Практические 8 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Роль ноосферно-экологического императива в преодолении дисгармонии системы «человек-природа». Ноосферно-экологический императив как духовное основание устойчивого развития Сам. работа 8 12 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Теоретико-методологические аспекты исследования экологической безопасности. Сущность экологической безопасности и её влияние на социальное развитие Лекции 8 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Теоретико-методологические аспекты исследования экологической безопасности. Сущность экологической безопасности и её влияние на социальное развитие Практические 8 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Теоретико-методологические аспекты исследования экологической безопасности. Сущность экологической безопасности и её влияние на социальное развитие Сам. работа 8 12 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики).
2. Анализ глобальных перспектив мирового развития, прежде всего уровня и качества жизни последующих поколений, с учетом современных энергетических кризисов и истощимости природных ресурсов.
3. Человеческое измерение глобальных изменений: различение глобальных и локальных процессов.
4. Анализ глобальных проблем человечества, в том числе социально-экономического развития, экологического кризиса, изменения климата.
5. Проект "Мир 2000". Предварительный план проекта, его роль и значение.
6. Противоречия между глобализацией проблем развития, интернационализацией производства в мировом капиталистическом хозяйстве и узконациональными интересами отдельных стран в преддверии 21 в.
7. О новом подходе к современным глобальным проблемам (гонка вооружений, рост населения, экологический кризис, глобальный дисбаланс производства и распределения ресурсов и богатства, нарушение прав человека) и путям их разрешения.
8. Критика современного экономического мышления и предложение своего решения, основанного на "железном законе" экономики, экологии и правительства.
9. Глобальные проблемы мирового развития: экономико-географический, демографический, социально-экономический и экологический аспекты.
10. Философский аспект глобальных проблем
11. Человечество в ситуации глобального кризиса.
12. Философия и будущее в глобальном контексте.
13. Глобальные экологические проблемы
14. Современная экологическая ситуация и ее глобальные масштабы.
15. Взаимосвязь человека и окружающей среды. Влияние природной среды на жизнь человека (геоморфология, климат, почва, экосистемы и т.д.).
16. Усиливающаяся роль человека в негативных изменениях, происходящих в окружающей среде.
17. Экологические проблемы мирового развития: ядерное разоружение, преодоление последствий тепличного эффекта.
18. Перспективы состояния живой природы на земном шаре и глобальные задачи охраны окружающей среды и управления природопользованием.
19. Социальная, политическая экономия и защита окружающей среды в мировой экономике. Мобилизация глобальных ресурсов на защиту окружающей среды.
20. Проблемы экономического развития с учетом задач охраны окружающей среды; гармоничного развития человека и природы; разумного использования природных ресурсов.
21. Оценка масштабов глобального экологического кризиса, очевидным проявлением которого являются климатические изменения на планете. Задачи мирового сообщества в предотвращении усугубления кризиса.
22. О глобальном экономическом сотрудничестве в области природопользования и охраны окружающей среды.
23. Анализ глобальной экономической ситуации и возможного влияния изменения климата на экономическое развитие.
24. Международное сотрудничество по проблемам выработки экономической политики.
25. Оценка валидности метода затраты - результаты в экологических исследованиях.
26. Глобальные проблемы загрязнения атмосферы и международное сотрудничество в области охраны среды.
27. Глобальные экологические проблемы и международное сотрудничество в области экологии.
28. Глобальные экологические проблемы: состояние окружающей среды, экологическая политика отдельных стран мира, международное сотрудничество.
29. О глобальных экологических проблемах в развивающихся странах. Экологическая политика.
30. Экологическая проблема в числе глобальных проблем: основные тенденции к деградации всех компонентов окружающей среды.
31. Мировой демографический процесс
32. Анализ демографических процессов в глобальном аспекте, в том числе проблем постарения населения и семьи. Материалы конференции.
33. Анализ круга проблем, связанных с ростом населения на земном шаре, в том числе эффективной международной демографической политики и программ планирования семьи.
34. Глобальные проблемы здоровья населения на современном этапе и перспективы до 2000 г. Анализ в контексте социально-экономических процессов в странах мира.
35. Программы перенаселения земного шара рассматриваются в непосредственной связи с ухудшением состояния среды и тенденциями развития мировой экономики. Философский аспект анализа.
36. Глобальные проблемы, связанные с населением и окружающей средой.
37. Анализ проблем роста населения и экономического развития в глобальном аспекте.
38. Анализ мировых демографических процессов в прямой взаимосвязи с экологическими проблемами и проблемами природопользования и истощения ресурсов.
39. Межнациональные конфликты современного мира
40. Россия в контексте глобальных проблем
Практические задания
1. При обсуждении вопроса о том, что такое глобалистика, между студентами Т. и Л. возникла дискуссия. Студент Т. утверждает, что глобалистика – это совокупность научных исследований в области глобальных проблем, а по мнению студента Л. – это форма знания, изучающая развитие человека, общества и природы.
Выскажите свою точку зрения по каждому определению, данному в тексте. Кто из студентов прав? Дайте определение термину «глобалистика».
2. Студент К., определяя основные демографического процесса, назвал среди прочих эмиграцию, воспроизводство населения и интенсивность процессов. Студент О. указал, что к таковым процессам относятся рождаемость, иммиграция, смертность и прекращение брака.
Перечислите демографические процессы, исходя из текста, и найдите ошибку в ответе одного из студентов. Приведите еще примеры демографических процессов, не указанных в тексте.
3. Найдите словосочетание, которое является обобщающим для всех остальных словосочетаний представленного ниже ряда. Запишите цифру, под которой оно указано:
1) Гонка вооружений; 2) Загрязнение атмосферы; 3) Межнациональный конфликт;
4) Глобальный дисбаланс производства; 5) Глобальная проблема; 6) Перенаселение планеты; 7) Проблема мирового развития.
Ответ: ____________________.
4. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Огромное влияние на современные глобализационные процессы оказывает рыночная конкуренция - не только на (А)_________________________, но и в мировом масштабе. Главные средства конкуренции - снижение издержек, повышение качества и (Б)__________________________ товаров и услуг - становятся «мотором» глобализации.
На (В) ___________________________ глобализация проявляется в усилении взаимозависимости национальных экономик, интенсификации международных экономических отношений. На (Г) __________________________ глобализация обуславливает изменение стратегии деятельности фирм.
Экологические проблемы причиняют огромный вред окружающей среде. Среди самых актуальных – (Д) _____________________ дожди, глобальное потепление, токсическое загрязнение (Е) _____________________, исчезновение лесов, загрязнение подземных вод химикатами, разрушение почвы в некоторых областях и угроза представителям флоры и фауны».
1) Атмосфера; 2) Макроуровень; 3) Национальный рынок; 4) Расширение ассортимента; 5) Кислотный; 6) Микроуровень.
5. Приведите решение на каждую глобальную проблему: рост хронических заболеваний, межнациональный конфликт, перенаселение.
6. Назовите не менее 3 глобальных проблем, характерных на сегодняшний день. Ответ аргументируйте.
7. Прочитайте ниже приведённый текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
«(А) Это направление решает главную задачу: сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель или хозяйственник был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.
(Б) Предполагает повышение гармонизации экологических международных отношений, интеграцию России в международные организации на пути преодоления экологического кризиса как одной из глобальных мировых проблем современного человечества.
(В) Предполагает применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за экологические правонарушения, приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранительное законодательство, привлечение к административной, гражданской и уголовной ответственности лиц, виновных в причинении вреда природной среде.
(Г) Оно заключается в развитии системы экологического образования, воспитания, в перестройке потребительского отношения к природе, т.е. в экологической трансформации мышления человека.
(Д) В основе его содержания лежит деятельность по созданию экологически чистых технологий природопользования, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновление основных фондов, совершенствование технологических процессов».
Сопоставьте каждое положение с моделью реализации государственной экологической политики соответствует этим положениям: 1) Международно-правовое направление; 2) Эколого-просветительное направление; 3) Административно-правовое направление; 4) Экономическое направление; 5) Технологическое направление.
Ответ:
А Б В Г Д


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кефели И. Ф., Выходец Р. С. ГЛОБАЛИСТИКА. ЭКОПОЛИТОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Баженов А.М. СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. А. Брушкова Социология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B.
Л2.2 Пыж В.В. ГЕОПОЛИТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socio.ru
Э2 www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov
Э3 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э4 Курс в moodle «Социальная глобалистика» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.