МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология мировой художественной культуры
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-34-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология мировой художественной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Попов Е.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение истории мировой художественной культуры в широком социокультурном контексте;
сформировать знание основных понятий, закономерностей, культурных проблем в социологическом познании, а также наиболее значимых памятников мировой художественной культуры;
научить анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
научить использовать приобретенных знаний и умений для профессиональной деятельности и осознанного формирования культурной среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и доминирующие закономерности развития социологии мировой художественной культуры, которые способствуют самостоятельному формулированию целей и постановке конкретных задач научных исследований в различных областях социологии, используя современные исследовательские методы российских и зарубежных ученых, которые применяют новейшую аппаратуру, оборудование и информационные технологии, необходимые для изучения мировой художественной культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно формулировать цели и ставить конкретные задачи научных исследований на основе знаний, полученных в процессе изучения курса «Социология мировой художественной культуры», используя современные исследовательские методы российских и зарубежных ученых, применяющих новейшую аппаратуру, оборудование и информационные технологии для изучения мировой художественной культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного формулирования целей и постановки конкретных задач научных исследований, полученных в процессе изучения курса «Социология мировой художественной культуры», используя современные исследовательские методы российских и зарубежных ученых, которые применяют новейшую аппаратуру, оборудование и информационные технологии для изучения мировой художественной культуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика социологии мировой художественной культуры как учебной дисциплины
1.1. Место социологии художественной культуры в системе цивилизационных и культурных ценностей. Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Место социологии художественной культуры в системе цивилизационных и культурных ценностей. Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Место социологии художественной культуры в системе цивилизационных и культурных ценностей. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Направления развития социологии мировой художественной культуры
2.1. Социология культуры первобытного общества Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Социология культуры первобытного общества Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Социология культуры первобытного общества Сам. работа 3 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Социология культуры Древнего Египта и стран Древнего Востока Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Социология культуры Древнего Египта и стран Древнего Востока Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.6. Социология культуры Древнего Египта и стран Древнего Востока Сам. работа 3 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.7. Социология культуры Индии и стран Дальнего Востока Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.8. Социология культуры Индии и стран Дальнего Востока Сам. работа 3 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.9. Социология культуры мусульманских стран Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.10. Социология культуры Античности Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.11. Социология культуры европейского Средневековья Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.12. Социология культуры эпохи Возрождения Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.13. Социология культуры Западной Европы XVII-ХIX веков. Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Социология русской культуры
3.1. Своеобразие российской цивилизации. Социология культуры России Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Современная социология культуры Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Зачет 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы
1. Синкретизм культуры первобытного общества.
2. Социальная значимость мегалитических сооружений.
3. Погребальный культ и культ фараонов как высшего звена социальной структуры Древнего Египта.
4. Влияние социальных факторов на формирование Ассиро-вавилонской культуры.
5. Основные социальные темы в художественной культуре Китая.
6. Основные социальные темы в художественной культуре Японии.
7. Взаимосвязь форм хозяйствования, быта, ментальности и художественного творчества на исламском Востоке.
8. Архитектура мечетей, медресе, дворцов, караван-сараев как социокультурное средство закрепления ислама в арабском обществе.
9. Социальные сюжеты в искусстве исламского Востока.
10. Космологизм и антропоцентризм как основные социогуманитарные концепции культуры Древней Греции.
11. Гармония и стилистическая цельность искусства Древней Греции.
12. Творчество скульпторов Поликлета, Мирона и Фидия.
13. Социальные сюжеты в греческой драматургии. Древнегреческий театр.
14. Традиции и новаторство в искусстве Древнего Рима.
15. Влияние этрусского и греческого искусства на римское.
16. Римский скульптурный портрет как элемент социального статуса.
17. Социокультурное значение античного классического наследия.
18. Искусство Средневековья. Определение понятия, хронологические рамки эпохи.
19. Византия. Раннехристианская культура. Типы храмов (базилика, крестово-купольный тип храма). Храм – земная модель небесной церкви. Мозаики, фрески, иконопись. Книжная миниатюра.
20. Романский и готический стиль в архитектуре городских соборов как отражение социальных изменений в средневековой Европе.
21. Рыцарский роман как отражение социальных процессов в дворянской среде средневековой Европы.
22. Социально-экономические истоки Возрождения.
23. Новое представление о человеке и эстетические идеалы эпохи Возрождения.
24. Влияние социальной среды на основные архитектурные стили Европы 16-19 вв.
25. Социальные мотивы в живописи Д. Веласкеса и Х. ван Р. Рембрандта.
26. Новаторство в музыкальном творчестве И.С. Баха, Г. Генделя, Й. Гайдна, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, А. Вивальди.
27. Синтез этики и эстетики в творчестве французских литераторов XVIII века.
28. Социальные мотивы в художественной культуре 19 в.
29. Искусство европейского модернизма как реакция на социальные проблемы Европы конца 19 – начала 20 вв.
30. Импрессионизм как форма социального протеста.
31. Место России в мировой художественной культуре.
32. Сословные особенности древнерусской архитектуры.
33. Монументальная фресковая живопись. Феофан Грек. А. Рублев. Дионисий.
34. Иконопись. «Храмовое действо как синтез искусств» (П.А. Флоренский).
35. Классицизм, романтизм и реализм в русском искусстве.
36. Влияние социальной ситуации в стране на формирование золотого века русской литературы.
37. Влияние социальной ситуации в стране на формирование серебряного века русского искусства.
38. Основные течения модернизма в Западной Европе.
39. Влияние социальных изменений в российском обществе в 20 в. на русскую культуру.
40. Социальные мотивы в русской живописи конца 19 - начала 20 века.
41. Влияние Голливуда на формирование массовой культуры и социальных мифов 20 в.
42. Социальная тематика в художественных произведениях начала 21 в.
Практические задания

1. Установите соответствие между богами, которые были у древних Египтян и их описаниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Название Бога

1. Бог солнца – Ра, Амон - Ра
2. Бог тьмы – Апоп
3. Бог земли - Геб
4. Бог неба - Нут
5. Бог мудрости - Тот
6. Богиня Бастет
7. Бог - Апис
Описание Бога.
a) На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск
b) Представляли, что ее тело осеяно звездами.
c) Черный бык с белой отметиной на лбу
d) Покровительница женщин и их красоты. Гибкая черная кошка
e) У него голова птицы ибиса с длинным клювом.
f) Человек с головой змеи: - самое “Земляное животное”
g) В виде змеи

Ответ:_____________________

2. Опишите кратко идеалы античной высокой художественной культуры.
Ответ:________________________________________________________________

3. Что можно сказать о мировоззрении древних китайцев из данного мифа?
Миф о зарождении жизни. (Китай)
В начале не было ничего – ни сущего, ни не сущего. Мир был сокрыт мраком. Первым пришло желание. И появилось светлое чистое Небо Шан-ди. А след за ним и Нюйва – мать Земля, богиня с телом змеи. Породила Нюйва других богов. А небесный император Шан-ди создал в центре мира го