МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировая экономика и международные экономические отношения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Мищенко И.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Мировая экономика и международные экономические отношения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017г. №20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор В.В. Мищенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор В.В. Мищенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений студентов о теоретических основах функционирования современной международной экономики, приобретение навыков использования теоретических моделей для анализа процессов,протекающих в экономиках открытого типа, выявление роли международныхэкономических организаций в развитии современной экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать закономерности и методы экономической науки при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе
знать теоретические основы и закономерности функционирования экономики
основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью использовать закономерности развития мировой экономики при решении профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ Международная экономика
1.1. Мировая экономика как система Лекции 2 4 ОПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Мировая экономика как система Практические 2 4 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Мировая экономика как система Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Тенденции развития мировой экономики Лекции 2 2 ОПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Тенденции развития мировой экономики Практические 2 2 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Тенденции развития мировой экономики Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Классификация стран в мировой экономике Лекции 2 2 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Классификация стран в мировой экономике Практические 2 2 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Классификация стран в мировой экономике Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства Лекции 2 2 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства Практические 2 2 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства Сам. работа 2 6 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. Лекции 2 4 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. Практические 2 4 ОПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Международная миргация капитала Проблемы движения капитала вРФ Лекции 2 2 ОПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Международная миргация капитала Проблемы движения капитала вРФ Практические 2 4 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Международная миргация капитала Проблемы движения капитала вРФ Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Международная экономическая интеграция Лекции 2 4 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Международная экономическая интеграция Практические 2 4 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Международная экономическая интеграция Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поляков В.В., Смирнов Е.Н., Щенин Р.К. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Худоренко Е.А., Христолюбова Н.Е. Мировая экономика и международные экономические отношения в схемах и таблицах: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Н. Васильева, Л. В. Васильев. Мировая экономика: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79505
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каплинская И.Е. Международная экономческая интеграция: АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л3.2 Каплинская И.Е. Международная экономика.Тесты, задачи, упражнения.: АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Э2 Международная организация труда –http: //www.ilo.org
Э3 Европейский союз – http: //europa.eu.int
Э4 Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org
Э5 Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Э6 Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
Э7 Курс в Moodle «Мировая экономика и международные экономические отношения» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Международная организация труда –http: //www.ilo.org
Европейский союз – http: //europa.eu.int
Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org
Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
Курс в системе Moodle "Мировая экономика и МЭО" : https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3207

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы.