МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология организаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 117
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология организаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Евгений Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Евгений Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.привить студентам знания в области исоциологического изучения организаций и компетенции, необходимые для реализации профессиональных задач

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2.1 Описывает проблемную ситуацию
ПК-2.2 Обосновывает актуальность проекта для решения поставленной проблемы
ПК-2.3 Представляет проектное предложение с предлагаемыми рекомендациями в организацию или орган управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности
описания проблемной ситуации в социологии организаций
3.2.Уметь:
3.2.1.обосновывать актуальность проекта для решения поставленной проблемы в развитии организаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками согласования документации, регламентирующей взаимодействие заказчика и исполнителя социологического исследования в сфере социологии организаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология организаций как наука
1.1. Предмет социологии организаций Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Предмет социологии организаций Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
1.3. Предмет социологии организаций Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1
1.4. Классическая школа научного управления Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные теоретические направления в социологии организаций Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Основные теоретические направления в социологии организаций Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
1.7. Основные теоретические направления в социологии организаций Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Институциональное взаимодействие организационных и рыночных структур
2.1. Базовые различия организации и рынка. Организация и рынок в различных сферах общественной жизни Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Базовые различия организации и рынка. Организация и рынок в различных сферах общественной жизни Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Базовые различия организации и рынка. Организация и рынок в различных сферах общественной жизни Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
2.4. Организационное и рыночное сознание Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
2.5. Организационное и рыночное сознание Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Организационные структуры
3.1. Структуры на основе распределения ответственности Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1
3.2. Структуры на основе распределения ответственности Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
3.3. Структуры на основе распределения ответственности Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1
3.4. Централизованные и децентрализованные структуры. Механические и органические структуры Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
3.5. Централизованные и децентрализованные структуры. Механические и органические структуры Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Организационная культура
4.1. Понятие организационной культуры. Структурные элементы организационной культуры. Практические аспекты организационной культуры Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1
4.2. Понятие организационной культуры. Структурные элементы организационной культуры. Практические аспекты организационной культуры Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
4.3. Понятие организационной культуры. Структурные элементы организационной культуры. Практические аспекты организационной культуры Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
4.4. Управление организационной культурой Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.5. Управление организационной культурой Сам. работа 2 18 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Управление организацией. Управление риском в организациях
5.1. Сущность управления организацией. Роль социологии в изучении управления организацией Сам. работа 2 5 Л2.1, Л1.1
5.2. Экзамен 2 9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Приведите типологию социальных организаций по общественным системам. Перечислите другие типологии социальных организаций.
2. Назовите основные характеристики бюрократической организации М. Вебера.
3. Подберите примеры основных социологических моделей организации.
4. Составьте подробное описание выбранной Вами организации на основе одной социологической модели.
5. Теория организаций занимает особое место в системе социально-управленческих наук, и ее категориальный аппарат до сих пор находится в стадии становления. Сравните основные категории в теории организаций, психологии (организационном поведении) и в теории менеджмента. Например, организационная культура в теории организации рассматривается как компонент внутренней среды организации, в психологии с точки зрения личностно-поведенческих характеристик, в менеджменте – в контексте управления и развития.
6. Назовите типы образовательных организаций. Уточните типологию, структуру, управление, права и обязанности образовательных организаций в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании РФ». Как Вы понимаете информационную открытость организации?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Происхождение и функционирование организаций
2. Социология организаций как специальная социологическая теория
3. Основные этапы развития социологии организаций
4. Отечественная социология организаций
5. Зарубежная социология организаций
6. Современные организационные теории и концепции
7. Организация как система
8. Организации как многомерные системы
9. Структура организаций
10. Руководство организационной системой и ее развитие
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Башмаков В. И. Социология управления : учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколов С. В. Социология: учеб. пособие для вузов М.: ФОРУМ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle "Социология организаций для социологов ЗО" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности