МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Уголовное право. Часть общая
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность (специальность)
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 215
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 215 215 215 215
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Куликов Егор Алексеевич;ассистент кафедры уголовного права и криминологии, Стародубцева Мария Александровна;Ст.преп. кафедры уголовного права и криминологии, Веснина Екатерина Павловна

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, Доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Уголовное право. Часть общая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н, Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ю.н, Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является ориентация обучающихся на комплексное и последовательное изучение уголовно-правовых норм и уголовно-правовых институтов, связанных с другими отраслями права.
Задача дисциплины состоит в том, чтобы путем изучения уголовного законодательства и других нормативных актов обеспечить обучающихся необходимыми знаниями в области уголовного права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ПК-7: способностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
ПК-8: способностью применять теоретические знания для выявления правонарушений, своевременного реагирования и принятия необходимых мер к восстановлению нарушенных прав
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-7
Основные институты уголовного права, признаки конкретных составов преступлений, виды наказаний, правила их назначения и освобождения
ПК-7
Историю развития российского уголовного права, его современное состояние и проблемы законодательной техники
ПК-8
Институты уголовного права зарубежного стран в сравнительном плане с российскими аналогами
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-7
Решать профессиональные задачи, соответствующие его квалификации;
ПК-7
анализировать юридические нормы и правовые отношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности; анализировать и обобщать судебную практику;
ПК-8
совершать действия, связанные с реализацией уголовно-правовых норм.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-7
основными навыками уголовно-правового анализа, уголовно-правовой квалификации;
ПК-7
навыкам анализа правоприменительной практики и ее особенностями по отдельным видам преступлений; навыками применения уголовного законодательства для решения правовых проблем и коллизий
ПК-8
навыками применения норм и принципов уголовного права в нестандартных юридических ситуациях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, предмет, метод, задачи и принципы уголовного права. Понятие Общей части уголовного права.
1.1. Понятие, предмет, метод, задачи и принципы уголовного права. Понятие Общей части уголовного права. Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Уголовный закон.
2.1. Уголовный закон. Лекции 2 2 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Уголовный закон. Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Понятие преступления.
3.1. Понятие преступления. Лекции 2 2 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Понятие преступления. Сам. работа 2 6 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Уголовная ответственность и ее основание.
4.1. Уголовная ответственность и ее основание. Сам. работа 2 4 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Состав преступления.
5.1. Состав преступления. Лекции 2 2 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Состав преступления. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2
5.3. Состав преступления. Сам. работа 2 6 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Объект преступления.
6.1. Объект преступления. Практические 2 2 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Объект преступления. Сам. работа 2 6 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Субъект преступления.
7.1. Субъект преступления. Практические 2 2 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Субъект преступления. Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Объективная сторона преступления.
8.1. Объективная сторона преступления. Лекции 2 1 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Объективная сторона преступления. Сам. работа 2 10 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Субъективная сторона преступления.
9.1. Субъективная сторона преступления. Лекции 2 0 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Субъективная сторона преступления. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2
9.3. Субъективная сторона преступления. Сам. работа 2 12 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Стадии совершения преступления.
10.1. Стадии совершения преступления. Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Соучастие в преступлении.
11.1. Соучастие в преступлении. Практические 2 0 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
11.2. Соучастие в преступлении. Сам. работа 2 12 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 12. Множественность преступлений.
12.1. Множественность преступлений. Практические 2 0 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
12.2. Множественность преступлений. Сам. работа 2 12 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 13. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
13.1. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Лекции 2 1 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
13.2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Сам. работа 2 12 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 14. Понятие и цели наказания.
14.1. Понятие и цели наказания. Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 15. Система и виды наказаний.
15.1. Система и виды наказаний. Сам. работа 2 9 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 16. Назначение наказания.
16.1. Назначение наказания. Лекции 2 2 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
16.2. Назначение наказания. Сам. работа 2 14 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 17. Условное осуждение.
17.1. Условное осуждение. Сам. работа 2 12 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 18. Освобождение от уголовной ответственности.
18.1. Освобождение от уголовной ответственности. Практические 2 2 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
18.2. Освобождение от уголовной ответственности. Сам. работа 2 12 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 19. Освобождение от наказания.
19.1. Освобождение от наказания. Практические 2 2 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
19.2. Освобождение от наказания. Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 20. Амнистия. Помилование. Судимость.
20.1. Амнистия. Помилование. Судимость. Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 21. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних.
21.1. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. Практические 2 2 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
21.2. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 22. Принудительные меры медицинского характера.
22.1. Принудительные меры медицинского характера. Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 23. Конфискация имущества, судебный штраф
23.1. Конфискация имущества, судебный штраф Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 24. Основные положения общей части уголовного права некоторых зарубежных государств.
24.1. Основные положения общей части уголовного права некоторых зарубежных государств. Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 25. Контроль
25.1. Экзамен Экзамен 2 13 ОК-7, ПК-7, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие уголовного права России. Задачи, предмет, метод уголовного права. Понятие науки уголовного права.
2. Принципы уголовного права.
3. Понятие уголовного закона, его основные черты, значение уголовного закона, структура УК РФ и структура статей Особенной части УК РФ.
4. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила закона.
5. Действие уголовного закона в пространстве.
6. Понятие преступления, признаки преступления. Категории преступлений, их значение. Основания для изменения судом категории преступления.
7. Понятие состава преступления. Значение состава, виды составов. Понятие квалификации преступлений.
8. Понятие уголовной ответственности. Основание уголовной ответственности. Уголовная ответственность и уголовное наказание.
9. Объект преступления. Виды объектов. Отличие от предмета.
10. Объективная сторона преступлений. Деяние: признаки и формы.
11. Понятие субъекта. Специальный субъект преступления.
12. Понятие невменяемости по уголовному праву. Критерии невменяемости. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.
13. Вина. Её содержание, форма, сущность и степень.
14. Умысел как форма вины. Виды умысла.
15. Неосторожность, её виды, содержание, отличие от других форм вины.
16. Юридические и фактические ошибки, их виды и уголовно-правовое значение.
17. Оконченное и неоконченное преступление. Приготовление к преступлению и покушение на преступление.
18. Добровольный отказ от преступления. Отличие от покушения.
19. Понятие соучастия. Признаки соучастия.
20. Формы соучастия.
21. Виды соучастников преступления. Особенности ответственности соучастников.
22. Ответственность соучастников преступления. Эксцесс исполнителя преступления.
23. Понятие множественности преступлений. Виды множественности. Отграничения множественности преступлений от единичных преступлений.
24. Совокупность преступлений. Виды, отграничение совокупности преступлений от конкуренции норм.
25. Рецидив преступлений, его виды.
26. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния.
27. Необходимая оборона и превышение её пределов.
28. Крайняя необходимость. Отличие от необходимой обороны.
29. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. Физическое или психическое принуждение.
30. Обоснованный риск и исполнение приказа или распоряжения как обстоятельства, исключающие преступность деяния.
31. Понятие наказания. Цели наказания.
32. Система наказаний. Основные и дополнительные наказания.
33. Штраф. Возможность замены штрафа.
34. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
35. Исправительные работы. Обязательные работы.
36. Ограничение свободы, принудительные работы.
37. Лишение свободы. Виды ИУ, исполняющие лишение свободы.
38. Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения.
39. Пожизненное лишение свободы. Смертная казнь.
40. Общие начала назначения наказания.
41. Обстоятельства, смягчающие наказание. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств.
42. Обстоятельства, отягчающие наказание.
43. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление.
44. Назначение наказания при вердикте присяжных о снисхождении; за неоконченное преступление; при рецидиве; за преступление, совершенное в соучастии.
45. Назначение наказания по совокупности преступлений.
46. Назначение наказания по совокупности приговоров.
47. Исчисление сроков наказания и зачет наказания. Порядок определения сроков наказаний при сложении наказаний.
48. Условное осуждение (ст. 73, 74 УК РФ).
49. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности и освобождение от наказания, их отличия.
50. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием; примирением с потерпевшим. Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.
51. Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.
52. Понятие, основания и виды освобождения от наказания.
53. Условно-досрочное освобождение от наказания.
54. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Освобождение от наказания в связи с болезнью.
55. Отсрочка отбывания наказания. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией.
56. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.
57. Амнистия и помилование. Характеристика и отличия.
58. Судимость, её погашение и снятие.
59. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
60. Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания.
61. Иные меры уголовно-правового характера: принудительные меры медицинского характера, конфискация имущества, судебный штраф.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС размещаются в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сверчков В.В. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/79973497-5344-4144-9B48-C89CE3EF62AC
Л1.2 Наумов А.В., Кибальник А.Г. Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов Юрайт, 2020
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванов Н.Г. Уголовное право. Общая часть : учебник Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru/book/A1040C31-0212-4D7C-81D3-EE5374F21524
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л. Н. Смирнова Уголовное право часть Общая: Планы семинарских заянтий , 2015 http://www.law.asu.ru/UP/umm/bachelor/documents/733/
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный портал Юридическая Россия http:// law.edu.ru
Э2 Юридический портал Право.Ру https://pravo.ru/
Э3 Курс "Уголовное право. ч. Обшая. Веснина Е.П." на Едином образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4399
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Adobe Reader
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Общие методические рекомендации студентам по изучению дисциплины.

При изучении дисциплины «Уголовное право. Часть Общая» целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

Лекционные занятия традиционно являются наиболее оперативным и доходчивым источником информации. Это очевидно, если учесть периодически принимаемые изменения в законодательстве и обусловленное этим «старение» учебной и научной литературы. В настоящее время в УК РФ внесены изменения и дополнения. Поэтому конспектирование лекций, в которых излагаются современные подходы к изучаемым проблемам, отражаются изменения в законодательстве и т. п., представляется необходимым. В конспекте следует фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая при этом дискуссионные положения, изменения в законодательстве, на которые указывал лектор.
Работа студента на лекции, внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование значительно облегчают усвоение учебного материала, сокращая усилия и экономя время при подготовке к семинарским занятиям, а также к зачету и экзамену.

Важная роль в изучении дисциплины принадлежит семинарским занятиям. Задача семинарских и практических занятий состоит в том, чтобы студенты получили прочные теоретические знания уголовного права, умение правильно толковать уголовно-правовые нормы, а также навыки применения их к реальным обстоятельствам. Готовясь к занятиям, следует руководствоваться приведенными к каждой теме вопросами для обсуждения, а также перечнем литературы. Если при подготовке к семинарскому занятию возникают какие-либо вопросы, их следует впоследствии выяснить на занятии или на консультации у преподавателя. На семинарском занятии рекомендуется проявлять активность, непосредственно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. Также важно внимательно следить за выступлениями других студентов и быть готовым сделать необходимые дополнения или внести коррективы. Такая активная позиция позволяет закрепить полученные знания предмета.


2. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям.
Подготовка к семинарским (практическим) занятиям – это активная самостоятельная работа студента. В процессе подготовки к практическому занятию студент должен:
– внимательно ознакомиться с планом занятия;
– изучить конспект лекции;
– изучить и при необходимости законспектировать рекомендуемую литературу;
– изучить соответствующие нормативно-правовые акты;
– изучить и проанализировать судебную практику, перечень которой предложен в планах семинарских занятий (или самому найти опубликованную практику: решение Конституционного Суда РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ или практику Верховного суда по конкретным уголовным делам, а федеральных судов и проанализировать ее);
– самостоятельно проверить свои знания, руководствуясь контрольными вопросами;
– выполнить самостоятельную работу по предложенному плану.
В планы отдельных занятий включены основные вопросы изучаемой темы по программе «Уголовное право. Часть Общая». В связи с тем, что объём учебных часов недостаточен, часть тем (вопросов) дисциплины изучается студентами самостоятельно.
По каждой теме дается примерный перечень основной и дополнительной литературы. Предлагаемая для изучения литература в основном имеется в фондах научной библиотеки АлтГу.
Преподавателем, читающим лекции или ведущим семинарские (практические) занятия, может быть рекомендована и иная литература, не вошедшая в упомянутый выше перечень. Начинать изучение литературных источников следует с учебников. При необходимости изучается методическая и справочная литература. После этого следует переходить к анализу более сложной литературы в виде монографий и научных статьей. Все нормативные правовые акты можно найти в справочно-информационных правовых системах, в частности в СПС «КонсультантПлюс и ИПО системы «ГАРАНТ» Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах «Уголовное право», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы. Многие статьи размещены СПС «КонсультантПлюс» и ИПО системы «Гарант». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещенных в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU».
Помимо основных вопросов изучаемой темы в плане к каждому занятию даются также контрольные вопросы для проверки и закрепления студентами полученных знаний.
При необходимости студент вправе получить консультацию у преподавателя.
Существенную помощь в выполнении домашних работ студентам окажут рекомендации по выполнению домашних (самостоятельных) заданий.
Залогом успешной подготовки к практическому занятию являются:
– активная самостоятельная работа студента;
– посещение лекций;
– своевременное внимательное изучение учебной литературы по уголовному праву (не только основной, но и, прежде всего, дополнительной, а также публикаций в юридической прессе);
На семинарском занятии рекомендуется проявлять активность, непосредственно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. Также важно внимательно следить за выступлениями других студентов и быть готовым сделать необходимые дополнения или внести коррективы. Такая активная позиция позволяет закрепить полученные знания предмета.
При пропуске студентом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, эссе, рефератов, и устных ответах по вопросам темы.

3. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов и решению задач.
Учебная программа и учебно-тематический план по дисциплине предполагают обязательную самостоятельную подготовку студентов в виде выполнения ими домашнего задания. В частности, это может быть, написание рефератов, решение задач-казусов, контрольных работ.
Такие задания предусмотрены по тем темам плана, по которым не отводится время на аудиторную работу (лекции, семинары), а также к темам, по которым проводятся семинарские занятия.
При использовании в учебном процессе самостоятельной работы и соответствующих домашних заданий необходимо усвоить соответствующие нормы уголовного законодательства, ознакомиться с опубликованной судебной, следственной практикой, с учебной и научной литературой. При этом особое внимание следует обратить на ряд изменений и дополнений, внесенных в последнее время в законодательство.
При самостоятельном изучении тем, студентам необходимо обращать внимание на следующие рекомендации:
1. должна использоваться преимущественно новейшая литература научного и учебного направления;
2. изучение предмета необходимо начинать с общих положений программы уголовного права;
3. подготовка по отдельной теме должна включать обязательное исследование вопросов теоретического характера и нормативных актов, рекомендованных преподавателем;
4. очень эффективно использовать при выполнении домашнего задания нескольких учебников по Уголовному праву, сопоставляя соответствующие темы;
5. рекомендуется более полно использовать возможности самоподготовки посредством работы с нормативными актами. В особенности необходимо изучение обязательных источников, перечисленных в экзаменационных вопросах, на лекциях, либо данных для самостоятельного изучения;
6. студент обязан следить за изменениями законодательства.
Литературу (учебную или специальную), а также нормативно-правовые источники, рекомендованные к той или иной теме, следует внимательно изучить, составить подробный конспект, а после этого самостоятельно проконтролировать свои знания. После усвоения теоретического материала можно переходить к решению задач. Решая казус, студент должен хорошо уяснить обстоятельства дела и с привлечением всех необходимых материалов дать ответ на поставленный вопрос. При этом недопустимо произвольное изменение условий задачи Изложенные в задачах обстоятельства считаются установленными. В отдельных случаях, если это позволяют условия задачи, можно рассмотреть различные варианты решений. Основное внимание при выполнении задания необходимо обращать на обоснованность и мотивированность решения. Решение должно включать ссылку на закон, постановления Пленума Верховного Суда, если таковые имеются по данному вопросу, теоретические положения. Решения, даже правильные по существу, но не имеющие ссылок на соответствующий закон или нормативно-правовой акт, разъяснения Верховного Суда РФ, не содержащее анализа фактических обстоятельств предложенного казуса, не могут быть признаны удовлетворительными.
Приведем пример решения задачи по Общей части уголовного права.
Задача: В 1995-1996 годах Зеренчук в составе группы лиц совершил несколько нападений на коммерческие ларьки, за что был осужден по ч.2 ст.162 УК РФ (разбой) к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Правильно ли применен закон?

Казус относится к теме «Уголовный закон», и для его решения следует изучить учебную литературу, дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем и указанную в планах семинарских занятий, обратить внимание на судебную практику, перечень которой предложен также в плане семинарского занятия, уяснить положения раздела 1 УК РФ с одноименным названием.
Для ответа на вопрос: правильно ли применен уголовный закон, необходимо вникнуть в суть задачи. Из нашего казуса очевидно, что преступные действия Зеренчука в составе группы были совершены во время действия УК РСФС 1960г. (группа совершала разбойные нападения в период 1995-1996годов). По общему правилу применяться может лишь тот закон, который является действующим на момент совершения преступления (уже вступил в силу и еще не утратил ее). Содержание этого правила закреплено в части 1 ст.6 УК РСФСР: Преступность и наказуемость деяния определяется законом, действующим во время совершения этого деяния. С учетом этого, казалось бы, следует ответ о том, что действия Зеренчука следует квалифицировать по ст.146 УК РСФСР. Этот ответ был бы правильным, если мы исходили только из общей нормы, закрепленной в ч.1 ст.6 УК РСФСР. Но в этой же статье есть исключение из общей нормы. Оно установлено в ч.2 « закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния или смягчающий наказание, имеет обратную силу, то есть распространяется так же на деяния, совершенные до его издания».
Поскольку ко времени вынесения приговора уже был принят новый УК РФ ( 24.05.1996г), который вступил в действие с 01 января 1997 года, возникает вопрос можно ли применить УК РФ к уголовному делу о событиях 1995-1996годов? Правило об обратной силе закона должно применяться в строгом соответствии с законом, в частности с ч. 1 ст. 10 УК РФ 1996 г., которая указывает, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Названные положения ст. 10 УК РФ базируются на ст. 54 Конституции Российской Федерации 1993 г., которая гласит: "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон". Данная статья Конституции носит всеобщий характер и распространяется на все законы, устанавливающие юридическую ответственность граждан за правонарушения, в том числе уголовные.

С учетом этих положений осталось определить не является ли новый закон более мягким, а для этого необходимо сравнить санкции за совершенное Зеренчуком преступление по старому и новому УК.
При решении вопроса о том, какой закон является более мягким, следует исходить из разъяснений Верховного Суда, в которых, в частности, отмечено, что более мягким признается тот закон, в котором высший предел наказания ниже.
По старому закону действия Зеренчука подпадали под п. «а» ч.2 ст.146 – УК РСФСР - разбой, совершенный по предварительному сговору группой лиц. Санкция ч. 2 ст.146 предусматривает лишение свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
По новому уголовному закону действия Зеренчука подпадают под признаки п. «а» ч. 2 ст.162 – разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, санкция которой предусматривает лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества ( в такой редакции ст.162 УК РФ существовала до изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2003г. № 162-ФЗ).
В результате сравнения санкций нового (до 12 лет) и старого (до 15 лет) уголовного закона приходим к выводу о том, что УК РФ 1996г. в части ответственности за разбой, совершенный группой лиц, является более мягким, т.е. он имеет обратную силу.
Следовательно, суд обоснованно применил нормы УК РФ 1996г.


4. Рекомендации по выполнению рефератов и научных докладов.
Написание реферата и выступление с научным докладом являются наиболее эффективными формами подготовки студентов.
Подготовка и написание реферата способствует выработке навыков самостоятельной работы, что особенно важно для будущей деятельности в качестве юриста, когда будет необходимо принять решение и нести ответственность за его законность и обоснованность.
Работа над рефератом дает возможность студенту изучить правовую литературу по выбранной теме, проанализировать те или иные спорные проблемы, критически осмыслить сложные положения теории и практики, сформулировать свою позицию и дать ей теоретическое обоснование.
Перечень тем рефератов представлен в УМК. При выборе темы целесообразно избрать ту, которая представляет определенные сложности: недостаточно исследована в теоретическом плане или не совсем обстоятельно регламентирована в законодательном порядке и т.д.
Тему реферата следует согласовать с преподавателем, который в случае необходимости поможет студенту в составлении плана научного исследования и в выборе законодательных актов и правовой литературы.
Изложение материала должно носить творческий, самостоятельный характер. При обращении к какому-либо источнику законодательного или теоретического характера, надо сделать на него ссылку. Критические замечания в адрес других авторов могут быть только в корректной, уважительной форме. Примеры из судебной практики надлежит использовать лишь в тех случаях, когда они раскрывают какое-либо теоретическое положение.
Структурно реферат целесообразно построить следующим образом: во введении (предисловии) дать обоснование выбора темы; материал изложить по главам (разделам) и завершить заключением, в котором будут даны предложения и рекомендации законодательного, организационного или теоретического характера.
Объем реферата четко не определен, но допускается до одного печатного листа – один печатный лист (22-24 страницы). Рекомендуемые параметры: шрифт Таймс (Times New Roman), размер № 14, через 1,5 интервала. Титульный лист реферата оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г.

Доклад – это запись устного сообщения на определенную тему. Он предназначен для прочтения на семинарском занятии, научной конференции. Нередко студенческие доклады являются зачетными работами. Выступление с докладом (сообщением) на научной конференции может быть зачтено за курсовую работу.
Если текст доклада должен быть сдан преподавателю, то он оформляется так же, как и текст реферата. В тех случаях, когда сдавать текст не требуется, достаточно его подготовить для себя без оформления.
При подготовке доклада необходимо учесть время, отводимое на выступление. Поэтому написанный доклад следует не торопясь прочесть вслух. Если Вы не уложились в установленное время, то придется доклад сократить, избавляясь от второстепенных положений и оставляя только самое главное, в первую очередь выводы.
Текст доклада может быть написан полностью, либо в виде тезисов. В последнем случае в логической последовательности записываются только основные мысли.
Студенческие доклады, как правило, состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. В первой части обосновываются актуальность, теоретическая и практическая ценность темы, во второй излагаются основные научные положения, в третьей – выводы и предложения.
Научное сообщение (доклад) может состояться на семинарском или практическом занятии. Студенты могут задавать докладчику вопросы и высказывать свое мнение по тем или иным проблемам. На семинаре могут быть использованы формы: «докладчик» – содокладчик», «докладчик – рецензент – оппонент». Оптимальное время выступлений содокладчика, рецензента и оппонента – до 10 минут.