МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая история
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_ФиК-45-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Кузнецова О.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая история

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р. экон. наук, профессор Е.Е. Шваков

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р. экон. наук, профессор Е.Е. Шваков

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение важнейших закономерностей хозяйственного развития России и зарубежных стран, формирование у студентов навыков экономического мышления, умения подходить к анализу социально-экономических проблем с учетом исторического опыта и знания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые понятия и термины, связанные с хозяйственной деятельностью, экономическими субъектами и институтами;
иметь представление о факторах и формах экономического развития;
важнейшие вехи и этапы экономической истории
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные теоретические знания для анализа социально-экономической политики;
самостоятельно интерпретировать и давать логичное объяснение экономическим явлениям и процессам, имевших место в прошлом, раскрывать их зависимость от факторов неэкономического порядка, находить причинно-следственные связи;
использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом экономической истории;
навыками поиска и использования информации о важнейших событиях экономической жизни общества в разрезе исторических эпох и стран;
навыками сравнительного анализа экономического развития стран мира в различные исторические эпохи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономика стран и регионов Древнего мира. Становление и развитие феодальной экономики. Зарождение капиталистического хозяйства в странах Западной Европы и в России. Становление и развитие индустриальной хозяйственной системы. Промышленный капитализм и его основные варианты. Особенности монополизации экономики по странам. Отмена крепостного права в России и буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века. Итоги индустриального развития России за 1861-1913 гг. Экономические последствия Первой мировой войны. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Смена социально-экономической системы в России, ее хозяйственное развитие в 1917-1927 годах. СССР в годы довоенных пятилеток. Особенности экономического развития ведущих стран мира после Второй мировой войны. Современный этап хозяйственного реформирования в зарубежных странах. Экономика СССР в годы войны и послевоенного восстановления. Преобразование системы хозяйствования в СССР и России и их результаты (1965 – 90-е – 2000-е годы).
1.1. Экономика стран и регионов древнего мира Лекции 2 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.2. Становление и развитие феодальной экономики Сам. работа 2 12 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.3. Генезис капиталистической экономики (зарождение капиталистического хозяйства) в странах Западной Европы и США) Практические 2 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.4. Генезис капиталистической экономики (зарождение капиталистического хозяйства) в странах Западной Европы и США) Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.5. Особенности формирования предпосылок капиталистического хозяйства в России. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.6. Особенности формирования предпосылок капиталистического хозяйства в России Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.7. Становление и развитие индустриальной хозяйственной системы. Промышленный капитализм и его основные варианты Лекции 2 3 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.8. Становление и развитие индустриальной хозяйственной системы. Промышленный капитализм и его основные варианты Практические 2 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.9. Становление и развитие индустриальной хозяйственной системы. Промышленный капитализм и его основные варианты Сам. работа 2 12 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.10. Развитие монополистического капитализма в ведущих странах мира Практические 2 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.11. Экономика России во второй половине XIX- начале XX вв. Практические 2 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.12. Экономика России во второй половине XIX – начале XXвв. Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.13. Становление регулируемого капитализма в ведущих странах мира Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.14. Смена социально-экономической системы в России, ее хозяйственное развитие в 1917-1927 годах Сам. работа 2 12 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.15. СССР в годы довоенных пятилеток (1928-1941 гг.) Сам. работа 2 12 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.16. Особенности экономического развития ведущих стран мира после Второй мировой войны Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.17. Экономика СССР в военные годы. Восстановление и развитие народного хозяйства (середина 40-х – середина 60-х годов) Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.18. Преобразование системы хозяйствования в СССР и России и их результаты (1965 – 90-е – 2000-е годы) Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ЭИ Экономика.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Конотопов, М.В. Экономическая история: Москва : Дашков и К, 2017 https://e.lanbook.com/book/93528
Л1.2 О. Д. Кузнецова, И. Н. Шапкин, А. С. Квасов, Л. И. Пермякова Экономическая история : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/ED873B8F-B73E-4546-B487-22934260DAE9
Л1.3 Толмачева, Р.П. Экономическая история : Дашков и К, 2016, 2016 https://e.lanbook.com/book/93357
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мисько, О. Н. Экономическая история : : Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/56472DAF-7AB7-4532-BC74-E72A5889B5E1
Л2.2 Богомазов, Г. Г. Экономическая история России в 2 ч. Часть 1. IX—xiх века : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D8B5E627-2941-497E-9AF1-9581B25677FC
Л2.3 Благих, И. А. Экономическая история России в 2 ч. Часть 2. Хx — начало xхi века : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1913F516-47A8-44BE-978A-2871BA2C7D29
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭУМК "Экономическая история" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5181
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время.
При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.

Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5181