МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировая экономика и международные экономические отношения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Мищенко И.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Мировая экономика и международные экономические отношения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017г. №20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор В.В. Мищенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор В.В. Мищенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений студентов о теоретических основах функционирования современной международной экономики, приобретение навыков использования теоретических моделей для анализа процессов,протекающих в экономиках открытого типа, выявление роли международныхэкономических организаций в развитии современной экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать закономерности и методы экономической науки при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе
знать теоретические основы и закономерности функционирования экономики
основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью использовать закономерности развития мировой экономики при решении профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ Международная экономика
1.1. Мировая экономика как система Лекции 2 4 ОПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Мировая экономика как система Практические 2 4 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Мировая экономика как система Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Тенденции развития мировой экономики Лекции 2 2 ОПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Тенденции развития мировой экономики Практические 2 2 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Тенденции развития мировой экономики Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Классификация стран в мировой экономике Лекции 2 2 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Классификация стран в мировой экономике Практические 2 2 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Классификация стран в мировой экономике Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства Лекции 2 2 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства Практические 2 2 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства Сам. работа 2 6 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. Лекции 2 4 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. Практические 2 4 ОПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Международная миргация капитала Проблемы движения капитала вРФ Лекции 2 2 ОПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Международная миргация капитала Проблемы движения капитала вРФ Практические 2 4 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Международная миргация капитала Проблемы движения капитала вРФ Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Международная экономическая интеграция Лекции 2 4 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Международная экономическая интеграция Практические 2 4 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Международная экономическая интеграция Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поляков В.В., Смирнов Е.Н., Щенин Р.К. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Худоренко Е.А., Христолюбова Н.Е. Мировая экономика и международные экономические отношения в схемах и таблицах: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Н. Васильева, Л. В. Васильев. Мировая экономика: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79505
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каплинская И.Е. Международная экономческая интеграция: АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л3.2 Каплинская И.Е. Международная экономика.Тесты, задачи, упражнения.: АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Э2 Международная организация труда –http: //www.ilo.org
Э3 Европейский союз – http: //europa.eu.int
Э4 Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org
Э5 Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Э6 Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
Э7 Курс в Moodle «Мировая экономика и международные экономические отношения» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Международная организация труда –http: //www.ilo.org
Европейский союз – http: //europa.eu.int
Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org
Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
Курс в системе Moodle "Мировая экономика и МЭО" : https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3207

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы.