МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ювенильная журналистика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Ювенильная журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование компетенций, позволяющих студенту ориентироваться в теории и практике ювенильной журналистики, ориентироваться в различных видах СМИ для детей и технологии создания информационного продукта для детей и подростков

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы создания разножанровых изданий, радио и телепередач для детей; типологию современных детских радио и телепрограмм, печатных и электронных изданий; проблематику современных изданий для детей
3.2.Уметь:
3.2.1.описывать концепцию детского СМИ; выступать в качестве журналиста, редактора, автора сценария детской передачи; учитывать новые стандарты и новые подходы в подаче информации; соблюдать
профессиональные этические нормы на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подготовки к публикации журналистского текста /медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа; методикой анализа современных детских радио и телепрограмм; методикой анализа печатных и электронных изданий; технологией создания информационного продукта для детей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в ювенильную журналистику
1.1. Детская тема в журналистике. Функции детской журналистики. Проблемы детского вещания. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Типология социальных проблем детства. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Освещение проблем детства в современных СМИ Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Правовой аспект детской темы. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Детское журналистское творчество. Организация детских журналистских кружков и студий. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.6. Влияние возрастных особенностей детей на характер их творческой деятельности. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.7. Детские печатные издания на рубеже 20-21 веков. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.8. Функционирование проектов «Детиздат», «ЮНПРЕСС», «Окно в детство», «Рука друга». Разнообразие форм детского журналистского творчества. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.9. Новые технологии в развитии детской периодики. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. История и современное состояние ювенильной журналистики
2.1. Педагогические и просветительские идеи в журнале Н.Новикова «Детское чтение для сердца и разума». Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Журналы исторического характера начала XIX века. Детские журналы середины XIX века. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Демократизация детских журналов конца XIX века. Возрастной адрес и специализация журналов 60-80 годов ХХ века. «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Пионер» и «Костер» как явление детской периодической печати. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.4. Проблемы периодических изданий «периода перестройки» и 90-х годов ХХ века. Коммерциализация детских изданий. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.5. Опыт создания радиогазеты на отечественном радио. Радиоспектакли как форма литературного вещания. Радиоигра – загадка «Угадай-ка!»: идея передачи, герои, обратная связь. Образовательная программа для младших школьников «Радионяня». «Дети FM»: опыт создания детского радио. Сам. работа 3 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.6. Жанровые разновидности современных телевизионных передач для детей. Участие телекомпаний в создании детских передач Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Технология ювенильной журналистики
3.1. Технология интервьюирования детей и подростков. Штампы и типичные приемы изображения детей в СМИ. Обзор распространенных жалоб на СМИ. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Сегментация детской аудитории. Психофизические особенности детей и подростков. Познавательный характер детскоюношеского информационного продукта. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Использование методик развивающих, интеллектуальных, а также подвижных, соревновательных игр в создании концептуальных основ радио и телепередач для детей. Сам. работа 3 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Принципы создания произведений в жанре детской прессы. Понятие детской прессы. Характерные черты детской прессы. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.5. Язык и стиль детско-юношеских СМИ. Дизайн детских изданий. Специфика детской прессы с учетом возраста и ведущего вида деятельности целевой аудитории. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.6. Концепция детского издания. Его основные типоформирующие характеристики. Контент детско-юношеского СМИ. Механизмы и принципы функционирования детской прессы. Сам. работа 3 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.7. Способы создания произведений детской журналистики. Подготовка текстовых материалов в жанре детско-юношеской прессы для публикации в СМИ. Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежи : МПГУ, 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500393
Л1.2 Серегина, Д. А. Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ : Прометей, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240526
Л1.3 Никитина, Н. Д. Средства массовой информации как создатели особой виртуально-символической реальности : Лаборатория книги, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142853
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Павленко Общественное телевидение: российская действительность : Лаборатория книги, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141522
Л2.2 под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской Типология периодической печати : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная конференция российских интернет-СМИ http://i-comference.ru/
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Научное издание «Меди@льманах» http://www.journ.msu.ru/science/pub/media-almanac
Э4 Детский журнал "Детская газета" http://www.detgazeta.ru
Э5 Детский журнал "Мурзилка" http://www.murzilka.org
Э6 Детский журнал "Клепа" http://www.klepa.ru/
Э7 Детское радио www.deti.fm
Э8 Детский телеканал "Карусель" www.karusel-tv.ru
Э9 Детский телеканал "Disney" www.disney.ru/kanal
Э10 Курс Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6899
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.