МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционное законодательство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьКонституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_06_01_Конст_ право-23-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ю.н., профессор, Е.С. Аничкин

Рецензент(ы):
к.ю.н. , доцент, А.Е.Канакова

Рабочая программа дисциплины
Конституционное законодательство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №905)

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 15.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аничкин Е.С


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 15.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Аничкин Е.С


1. Цели освоения дисциплины

1.1.углубленное изучение законодательного регулирования конституционных общественных отношений; обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе действующего конституционного законодательства, практики его применения, общетеоретических положений и новейших течений в науке конституционного права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
ОПК-1 владением методологией научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции
ПК-1 Способность демонстрировать системное понимание в изучении права, мастерство в части умений и методов, используемых в области права
ПК-2 способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс исследования права
ПК-3 способность вносить вклад своими оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на международном и национальном уровне, в расширении границ области изучения права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1:основные методы гуманитарных исследований и специальные методы юри-дических исследований;
УК-2:методологию междисциплинарных научных исследований; понятие и систему конституционного права; природу и сущность конституционного законодательства;
ПК-1:основные понятия конституционно-правовой науки и положения российского конституционного законодательства; общепризнанные принципы и нормы меж-дународного права, положения междуна-родных договоров Российской Федерации;
ПК-2:практику и проблемы реализации норм конституционного права судебными и иными правоприменительными органами;
ПК-3:понятие, особенности и систему источников конституционного законода-тельства как объект научного осмысления;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1:применять методы научных исследований; обеспечивать соблюдение кон-ституционного законодательства в дея-тельности государственных органов, фи-зических и юридических лиц; устанавли-вать факты правонарушений в сфере кон-ституционного права, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к вос-становлению нарушенных конституцион-ных прав личности;
УК-2:оперировать понятиями и категориями конституционного права; анализировать юридические факты и порожденные ими конституционные правоотношения; толковать и правильно применять консти-туционные правовые акты;
ПК-1:анализировать соответствующие юридические нормы и правовые отноше-ния, осуществлять сбор и обобщение нор-мативной и фактической информации, имеющей значение для реализации право-вых норм; толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты, со-держащие нормы конституционного права;
ПК-2: формулировать предложения по совершенствованию содержания и практи-ки применения конституционных право-вых норм;
ПК-3:анализировать этапы, закономерности и тенденции развития российского конституционного законодательства; оп-ределять общее и особенное в конституци-онном законодательстве России и зару-бежных стран;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1:методикой сбора и анализа научных данных, навыками юридически пра-вильной квалификации фактов и обстоя-тельств, самостоятельного изучения и ана-лиза конституционного законодательства и практики его применения, ориентируется в специальной литературе.
УК-2:навыками анализа юридических фактов, конституционных правовых норм и соответствующих правоотношений; дан-ными правоприменительной конституци-онной практики, ее анализа и обобщения; информацией о необходимых мерах защи-ты прав субъектов конституционного пра-ва; юридической техникой на всех этапах работы над проектом конституционного правового акта.
ПК-1:навыками подготовки проектов актов правового характера, проведения правовой экспертизы нормативных право-вых актов, подготовки квалифицирован-ных юридических заключений и консуль-таций по вопросам применения конститу-ционного законодательства, принятия пра-вовых решений и осуществления иных юридические действий в точном соответ-ствии с законом.
ПК-2:навыками работы с конституционными правовыми актами; терминологией конституционного права; основными положениями конституционной доктрины.
ПК-3:критериями выявления конституционно-правовой проблематики, навыками подготовки конституционно-правовых публикаций с учётом особенностей их стилистики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, особенности и система конституционного законодательства РФ
1.1. Понятие, особенности и система конституционного законодательства РФ Лекции 3 2 ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Понятие, особенности и система конституционного законодательства РФ Практические 3 2 УК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Понятие, особенности и система конституционного законодательства РФ Сам. работа 3 0 ОПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Конституционное законодательство РФ в 90-е гг. 20 в.
2.1. Конституционное законодательство РФ в 90-е гг. 20 в. Лекции 3 2 ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Конституционное законодательство РФ в 90-е гг. 20 в. Практические 3 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Конституционное законодательство РФ в 90-е гг. 20 в. Сам. работа 3 15 ОПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Развитие конституционного законодательства РФ в начале 21 в.
3.1. Развитие конституционного законодательства РФ в начале 21 в. Сам. работа 3 15 УК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.2. Развитие конституционного законодательства РФ в начале 21 в. Практические 3 0 ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.3. Развитие конституционного законодательства РФ в начале 21 в. Лекции 3 2 ОПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Конституция РФ: современное состояние и перспективы развития
4.1. Конституция РФ: современное состояние и перспективы развития Лекции 3 1 ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.2. Конституция РФ: современное состояние и перспективы развития Практические 3 1 ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.3. Конституция РФ: современное состояние и перспективы развития Сам. работа 3 15 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Теория преобразования Конституции РФ (понятие, причины, виды, пределы)
5.1. Теория преобразования Конституции РФ (понятие, причины, виды, пределы) Лекции 3 1 ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.2. Теория преобразования Конституции РФ (понятие, причины, виды, пределы) Практические 3 1 УК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.3. Теория преобразования Конституции РФ (понятие, причины, виды, пределы) Сам. работа 3 15 ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 6. Практика преобразования Конституции РФ посредством текущего законодательства и решений Конституционного Суда РФ
6.1. Практика преобразования Конституции РФ посредством текущего законодательства и решений Конституционного Суда РФ Лекции 3 1 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
6.2. Практика преобразования Конституции РФ посредством текущего законодательства и решений Конституционного Суда РФ Практические 3 1 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
6.3. Практика преобразования Конституции РФ посредством текущего законодательства и решений Конституционного Суда РФ Сам. работа 3 15 ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 7. Пути совершенствования конституционного законодательства РФ
7.1. Пути совершенствования конституционного законодательства РФ Лекции 3 1 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
7.2. Пути совершенствования конституционного законодательства РФ Практические 3 1 ОПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
7.3. Пути совершенствования конституционного законодательства РФ Сам. работа 3 15 УК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие конституционного законодательства.
2. Характерные черты конституционного законодательства.
3. Система федерального конституционного законодательства.
4. Система конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ.
5. Основные законы федерального и регионального уровней: ключевые различия.
6. Особенности российского конституционного законодательства на рубеже 80-90-х гг.
20 века.
7. Конституционное законодательство РФ 1994-2000 гг.
8. Специфика развития конституционного законодательства России после 2000 года по настоящее время.
9. Способы развития конституционного законодательства.
10. Преобразование Конституции РФ: природа, признаки, причины.
11. Виды преобразования Конституции РФ.
12. Пределы преобразования Конституции РФ.
13. Практика преобразования Конституции РФ посредством федерального законо-дательства.
14. Практика преобразования Конституции РФ посредством решений Конституци-онного Суда РФ.
15. Практика преобразования конституций и уставов субъектов РФ.
16. Тенденции развития современного конституционного законодательства.
17. Поправки в Конституцию РФ: проекты и реалии.
18. Пути совершенствования российского конституционного законодательства.
19. Задачи развития современного конституционного законодательства.
20. Конституционализация текущего законодательства в современной России.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Конституционно-правовая политика РФ
2. Политическое воздействие как фактор развития Конституции РФ
3. Законодательные исключения в конституционном праве РФ
4. Факторы развития конституционного законодательства
5. Фикции в конституционном праве РФ
6. Конституционализация текущего законодательства РФ
7. Формальная конституция и конституционная практика.
8. Применение Конституции РФ.
9. Реализация и охрана конституций и уставов субъектов РФ населением.
10. Конституционные ценности: традиция и рецепция.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нудненко Л. А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Давтян В.Р., Кононенко Д.В. КОНСТИТУЦИОННОЕ (УСТАВНОЕ) ПРАВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Стрекозов В. Г. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев, С. В. Конституционное право РФ : учебник : Конституционное право РФ : учебник Юрайт, 2016
Л2.2 Белик В.Н. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И ИХ ЗАЩИТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Конюхова, И. А. Алешкова. Конституционное право Российской Федерации: учебник : Конституционное право Российской Федерации: учебник Юрайт, , 2020 www.biblio-online.ru/book/7337C642-F9F2-4927-BBFC-CC757EE4817D.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Совет Федерации - www.council.gov.ru
Э2 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации - www.duma.gov.ru
Э3 Администрация Президента РФ - www.president.kremlin.ru
Э4 Конституционный Суд Российской Федерации - www.ksrf.ru
Э5 Курс "Коституционное законодательство" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Согласно учебному плану, изучение дисциплины завершается зачетом. Итоговое оцени-вание работы студента по результатам освоения дисциплины производится с учетом результа-тов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оцен-ка «зачтено» проставляется студенту, который активно участвовал в обсуждении теоретических вопросов, решил задачи и тест на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия положительных оценок по теоретическим вопросам и решению задач, студенту может быть назначено выполнение реферата. Положительная оценка за реферат и тестирование, пройденное на оценку «удовлетворительно» и выше, предполагают выставление студенту итоговой оценки «зачтено». В случае отсутствия положительных оценок по оценочным средствам начального этапа студенту необходимо подготовить вопросы к зачету.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает аспиранту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Рефераты являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются аспирантом самостоятельно. Тема работы обговаривается с преподавателем. Написание рефе-рата является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения материалом по данному вопросу. Рефераты назначаются в инициативном (по жела-нию аспиранта) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным ви-дам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит не-сколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то аспирант об этом уведомляется. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется ас-пирантом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на семинарском занятии предполагает последующий устный ответ. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
В билет к зачёту включено два теоретических вопроса, соответствующие содержа-нию формируемых компетенций. Зачёт проводятся в устной форме. На подготовку ответа аспиранту отводится 15 минут.