МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
История права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у магистрантов целостного представления о возникновении и совершенствовании отечественных правовых систем и институтов, навыков сравнительного анализа историко-правовых проблем, осмысления правовых явлений современности как неотъемлемой части общественного развития

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и доминирующие закономерности развития истории права, позволяющие самостоятельно использовать знания по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно применять знания об основных этапах и доминирующих закономерностей развития истории права, позволяющие использовать знания по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного применения знаний об основных этапах и доминирующих закономерностях развития истории права, позволяющие использовать знания по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, метод и задачи науки и учебной дисциплины «История права»
1.1. Предмет, метод и задачи науки и учебной дисциплины «История права» Лекции 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет, метод и задачи науки и учебной дисциплины «История права» Сам. работа 2 5 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Государство и право Древней Руси (IX-XII в.в) Лекции 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Государство и право Древней Руси (IX-XII в.в) Сам. работа 2 5 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Государство и право периода феодальной раздробленности (XII-XIV вв.) Практические 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Государство и право периода феодальной раздробленности (XII-XIV вв.) Сам. работа 2 5 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Развитие права периода централизованного государства XIV – сер. XVI вв. Сам. работа 2 5 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Право России в период сословно-представительной монархии (сер. XVI — сер. XVII вв.) Лекции 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Право России в период сословно-представительной монархии (сер. XVI — сер. XVII вв.) Сам. работа 2 4 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Становление и развитие абсолютной монархии в России (сер. XVII – XVIII вв.) Лекции 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Становление и развитие абсолютной монархии в России (сер. XVII – XVIII вв.) Сам. работа 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Право России первой половины XIX. Сам. работа 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Право России в пореформенный период (вторая пол. XIX в.) Сам. работа 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Государство и право России в начале XX века Сам. работа 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Становление советского права (1917-20 гг.) Лекции 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Становление советского права (1917-20 гг.) Сам. работа 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Советское право в период НЭПа Практические 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Советское право в период НЭПа Сам. работа 2 6 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Право в довоенный период (1930-1941 гг.) Сам. работа 2 6 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Советское государство и право в период Великой Отечественной Войны и послевоенный период Сам. работа 2 6 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Право в период либерализации советского государственного строя (сер. 50-сер 60 гг. XX в.) Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.22. Период развитого социализма Практические 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.23. Период развитого социализма Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.24. Право в период реставрации капитализма Сам. работа 2 6 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.25. Право России на рубеже XX и XXI вв. Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.26. Зачет 2 4 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Предмет, методы и задачи учебной дисциплины «История права».
2. Источники древнерусского права.
3. Русская Правда как памятник права: происхождение, источники, редакции.
4. Источники права в период политической раздробленности.
5. Правовое положение населения в Новгородской республике в XIII-XV вв.
6. Псковская судная грамота.
7. Судебники 1497 и 1550 гг.: источники, структура и роль в установлении крепостного права.
8. Соборное Уложение 1649 г.: подготовка, источники, структура.
9. Реформы Петра I.
10. Реформа местного управления и суда Екатерины II.
11. Попытки систематизации законодательства в XVIII в.
12. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
13. Крестьянская реформа 1861 г.
14. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г.
15. Судебная реформа 1864 г.
16. Контрреформы 80-90-х гг. XIX в.
17. Учреждение Государственной Думы и Государственного Совета. Их правовое положение и компетенция.
18. Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906-1911 гг.
19. Февральская революция 1917 г. Свержение самодержавия. Изменения в государст-венном строе.
20. Законодательство Временного правительства.
21. Создание советского государственного аппарата в 1917-1918 гг.
22. II Всероссийский Съезд Советов.
23. Первые декреты советской власти.
24. Органы юстиции советского государства в 1917-1918-e гг.
25. Общая характеристика источников советского права в 1917-1918 гг.
26. Первые советские кодексы (1918-1919 гг.)
27. Конституция РСФСР 1918 г.
28. Особенности избирательного права по Конституции 1918 г.
29. Советское государство в период гражданской войны и иностранной военной интервенции. Политика «военного коммунизма».
30. Судебная реформа 1922 г.
31. Кодификация советского законодательства (1922-1923 гг.)
32. Развитие советской Федерации. Образование Союза Советских Социалистических Республик.
33. Конституция СССР 1924 г.
34. Советское государство в период построения основ социализма (1930-е гг.).
35. Правовая основа коллективизации сельского хозяйства.
36. Конституция СССР 1936 г.
37. Права, свободы и обязанности граждан по Конституции 1936 г.
38. Советское государство в период Великой отечественной войны (1941-45 гг.).
39. Изменения в праве в период Великой Отечественной войны.
40. Развитие советского государства в послевоенные годы (1945-начало 50-х гг.)
41. Развитие советского права в конце 50-х-60-е гг. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик.
42. Развитие советского права в 60-70-е гг. Кодификация законодательства.
43. Советское государство в период развитого социализма.
44. Конституция СССР 1977 г. Обоснование понятий «развитой социализм» и «обще-народное государство».
45. Развитие права в период перестройки (конец 1980-х – начало 1990-х гг.)
46. Распад СССР. Причины и последствия.
47. Основные направления развития права Российской Федерации в 90-е годы ХХ в.
48. Изменения в гражданском праве в период перехода к рыночной экономике (90-е гг. ХХ в.)
49. Конституция Российской Федерации 1993 г. Общая характеристика.
50. Органы власти и управления по Конституции 1993 г.
51. Права, свободы и обязанности граждан по Конституции 1993 г.
52. Развитие и укрепление органов власти на рубеже XX – XXI вв.
Практические задания:

1. Отдельные узаконения, издаваемые московскими государями в XIV—XV вв., назывались грамотами, которые делились на несколько видов в зависимости от задач. Установите со¬от¬вет¬ствие между названием грамоты и ее характеристиками: к каж¬дой по¬зи-ции пер¬во¬го столб¬ца под¬бе¬ри¬те со¬от¬вет¬ству¬ю¬щую по¬зи¬цию из вто¬ро¬го столбца.
НАЗВАНИЕ ГРАМОТЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) жалованные;
Б) уставные;
В) таможенные;
Г) судные. 1) перечисление норм гражданского и уголовного права;
2) определение порядка таможенно-финансового управления и регламентировали деятельность как внешних, так и внутренних таможен, собиравших таможенные сборы;
3) предоставление льгот привилегий физическим и юридическим лицам (а также целым местностям);
4) определение порядка местного управления, подробная его регламентация.

2. 17 октября 1905 г. был обнародован законодательный акт Верховной Власти Российской империи, разработанный С. Ю. Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою» в государстве. Укажите полное название данного манифеста.

3. Прочитайте приведенный ниже отрывок Конституции СССР 1924 г., в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
«Наконец, само _____(А) Советской власти, интернациональной по своей классовой _____(Б), толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую _____(В).
Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные преуспеяния, и _____(Г) национального развития народов.
Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании Союза Советских Социалистических Республик, служит надежной _____(Д) в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного _____(Е) и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».
Заполните пропуски следующими терминами: 1) Отечество; 2) порука; 3) демократическая основа; 4) сожительство; 5) природа; 6) свобода; 7) строение; 8) семья; 9) многонациональный народ.

4. Прочитайте утверждение:
«Реформы П.А. Сто¬лы¬пи¬на закладывали ос¬но¬вы для ста¬биль¬но¬го развития рус¬ской деревни».
Используя свои знания курса истории права, при¬ве¬ди¬те два аргумента, ко¬то¬ры¬ми можно под¬твер¬дить данную точку зрения, и два аргумента, ко¬то¬ры¬ми можно опро¬верг¬нуть её.

5. Прочитайте предложение и вставьте пропущенное слово:
«Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV—XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _____».
6. Какая из нижеприведенных статей НЕ относится к Конституции СССР 1977 г.?
А) Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности;
Б) Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей;
В) Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

7. Дайте определение термину «диктатура пролетариата». Кто и когда впервые его использовал?

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Антонов М. В. История правовой мысли России: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дювернуа Н. Л. Источники права и суд в древней России. Опыты по истории русского гражданского права: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://constitution.garant.ru/
Э2 2. Справочная правовая система «Гарант»
Э3 3. Справочная правовая система «Консультант Плюс»
Э4 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э5 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э6 Курс в moodle «История права ЗАОЧ» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.