Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология права |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_СП-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | Формирование у магистрантов целостного представления о возникновении и совершенствовании отечественных правовых систем и институтов, навыков сравнительного анализа историко-правовых проблем, осмысления правовых явлений современности как неотъемлемой части общественного развития |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы и доминирующие закономерности развития истории права, позволяющие самостоятельно использовать знания по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно применять знания об основных этапах и доминирующих закономерностей развития истории права, позволяющие использовать знания по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками самостоятельного применения знаний об основных этапах и доминирующих закономерностях развития истории права, позволяющие использовать знания по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет, метод и задачи науки и учебной дисциплины «История права» | ||||||
1.1. | Предмет, метод и задачи науки и учебной дисциплины «История права» | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Предмет, метод и задачи науки и учебной дисциплины «История права» | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Государство и право Древней Руси (IX-XII в.в) | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Государство и право Древней Руси (IX-XII в.в) | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Государство и право периода феодальной раздробленности (XII-XIV вв.) | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Государство и право периода феодальной раздробленности (XII-XIV вв.) | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Развитие права периода централизованного государства XIV – сер. XVI вв. | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Право России в период сословно-представительной монархии (сер. XVI — сер. XVII вв.) | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Право России в период сословно-представительной монархии (сер. XVI — сер. XVII вв.) | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Становление и развитие абсолютной монархии в России (сер. XVII – XVIII вв.) | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Становление и развитие абсолютной монархии в России (сер. XVII – XVIII вв.) | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Право России первой половины XIX. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Право России в пореформенный период (вторая пол. XIX в.) | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Государство и право России в начале XX века | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Становление советского права (1917-20 гг.) | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.16. | Становление советского права (1917-20 гг.) | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.17. | Советское право в период НЭПа | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.18. | Советское право в период НЭПа | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.19. | Право в довоенный период (1930-1941 гг.) | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.20. | Советское государство и право в период Великой Отечественной Войны и послевоенный период | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.21. | Право в период либерализации советского государственного строя (сер. 50-сер 60 гг. XX в.) | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.22. | Период развитого социализма | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.23. | Период развитого социализма | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.24. | Право в период реставрации капитализма | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.25. | Право России на рубеже XX и XXI вв. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.26. | Зачет | 2 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы: 1. Предмет, методы и задачи учебной дисциплины «История права». 2. Источники древнерусского права. 3. Русская Правда как памятник права: происхождение, источники, редакции. 4. Источники права в период политической раздробленности. 5. Правовое положение населения в Новгородской республике в XIII-XV вв. 6. Псковская судная грамота. 7. Судебники 1497 и 1550 гг.: источники, структура и роль в установлении крепостного права. 8. Соборное Уложение 1649 г.: подготовка, источники, структура. 9. Реформы Петра I. 10. Реформа местного управления и суда Екатерины II. 11. Попытки систематизации законодательства в XVIII в. 12. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. 13. Крестьянская реформа 1861 г. 14. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. 15. Судебная реформа 1864 г. 16. Контрреформы 80-90-х гг. XIX в. 17. Учреждение Государственной Думы и Государственного Совета. Их правовое положение и компетенция. 18. Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906-1911 гг. 19. Февральская революция 1917 г. Свержение самодержавия. Изменения в государст-венном строе. 20. Законодательство Временного правительства. 21. Создание советского государственного аппарата в 1917-1918 гг. 22. II Всероссийский Съезд Советов. 23. Первые декреты советской власти. 24. Органы юстиции советского государства в 1917-1918-e гг. 25. Общая характеристика источников советского права в 1917-1918 гг. 26. Первые советские кодексы (1918-1919 гг.) 27. Конституция РСФСР 1918 г. 28. Особенности избирательного права по Конституции 1918 г. 29. Советское государство в период гражданской войны и иностранной военной интервенции. Политика «военного коммунизма». 30. Судебная реформа 1922 г. 31. Кодификация советского законодательства (1922-1923 гг.) 32. Развитие советской Федерации. Образование Союза Советских Социалистических Республик. 33. Конституция СССР 1924 г. 34. Советское государство в период построения основ социализма (1930-е гг.). 35. Правовая основа коллективизации сельского хозяйства. 36. Конституция СССР 1936 г. 37. Права, свободы и обязанности граждан по Конституции 1936 г. 38. Советское государство в период Великой отечественной войны (1941-45 гг.). 39. Изменения в праве в период Великой Отечественной войны. 40. Развитие советского государства в послевоенные годы (1945-начало 50-х гг.) 41. Развитие советского права в конце 50-х-60-е гг. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик. 42. Развитие советского права в 60-70-е гг. Кодификация законодательства. 43. Советское государство в период развитого социализма. 44. Конституция СССР 1977 г. Обоснование понятий «развитой социализм» и «обще-народное государство». 45. Развитие права в период перестройки (конец 1980-х – начало 1990-х гг.) 46. Распад СССР. Причины и последствия. 47. Основные направления развития права Российской Федерации в 90-е годы ХХ в. 48. Изменения в гражданском праве в период перехода к рыночной экономике (90-е гг. ХХ в.) 49. Конституция Российской Федерации 1993 г. Общая характеристика. 50. Органы власти и управления по Конституции 1993 г. 51. Права, свободы и обязанности граждан по Конституции 1993 г. 52. Развитие и укрепление органов власти на рубеже XX – XXI вв. Практические задания: 1. Отдельные узаконения, издаваемые московскими государями в XIV—XV вв., назывались грамотами, которые делились на несколько видов в зависимости от задач. Установите со¬от¬вет¬ствие между названием грамоты и ее характеристиками: к каж¬дой по¬зи-ции пер¬во¬го столб¬ца под¬бе¬ри¬те со¬от¬вет¬ству¬ю¬щую по¬зи¬цию из вто¬ро¬го столбца. НАЗВАНИЕ ГРАМОТЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ А) жалованные; Б) уставные; В) таможенные; Г) судные. 1) перечисление норм гражданского и уголовного права; 2) определение порядка таможенно-финансового управления и регламентировали деятельность как внешних, так и внутренних таможен, собиравших таможенные сборы; 3) предоставление льгот привилегий физическим и юридическим лицам (а также целым местностям); 4) определение порядка местного управления, подробная его регламентация. 2. 17 октября 1905 г. был обнародован законодательный акт Верховной Власти Российской империи, разработанный С. Ю. Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою» в государстве. Укажите полное название данного манифеста. 3. Прочитайте приведенный ниже отрывок Конституции СССР 1924 г., в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. «Наконец, само _____(А) Советской власти, интернациональной по своей классовой _____(Б), толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую _____(В). Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные преуспеяния, и _____(Г) национального развития народов. Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании Союза Советских Социалистических Республик, служит надежной _____(Д) в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного _____(Е) и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику». Заполните пропуски следующими терминами: 1) Отечество; 2) порука; 3) демократическая основа; 4) сожительство; 5) природа; 6) свобода; 7) строение; 8) семья; 9) многонациональный народ. 4. Прочитайте утверждение: «Реформы П.А. Сто¬лы¬пи¬на закладывали ос¬но¬вы для ста¬биль¬но¬го развития рус¬ской деревни». Используя свои знания курса истории права, при¬ве¬ди¬те два аргумента, ко¬то¬ры¬ми можно под¬твер¬дить данную точку зрения, и два аргумента, ко¬то¬ры¬ми можно опро¬верг¬нуть её. 5. Прочитайте предложение и вставьте пропущенное слово: «Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV—XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _____». 6. Какая из нижеприведенных статей НЕ относится к Конституции СССР 1977 г.? А) Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности; Б) Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей; В) Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. 7. Дайте определение термину «диктатура пролетариата». Кто и когда впервые его использовал? |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Антонов М. В. | История правовой мысли России: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дювернуа Н. Л. | Источники права и суд в древней России. Опыты по истории русского гражданского права: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. http://constitution.garant.ru/ | |||
Э2 | 2. Справочная правовая система «Гарант» | |||
Э3 | 3. Справочная правовая система «Консультант Плюс» | |||
Э4 | ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/ | |||
Э5 | ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э6 | Курс в moodle «История права ЗАОЧ» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |