Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология права |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_СП-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 104 | 104 | 104 | 104 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.
1.1. | сформировать системное представление о развитии мировой политической мысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблем государственно-правового характера; совершенствовать навыки самостоятельного анализа социально-политических проблем в практике профессиональной деятельности, в гражданской жизни. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
УК-1.1 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними |
УК-1.2 | Определяет пробелы в информации, необходимой для решения проблемной ситуации, и проектирует процессы по их устранению |
УК-1.3 | Критически оценивает надежность источников информации, работает с противоречивой информацией из разных источников |
УК-1.4 | Разрабатывает и содержательно аргументирует стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарных подходов |
УК-1.5 | Строит сценарии реализации стратегии, определяя возможные риски и предлагая пути их устранения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | научные методы компетентного использования полученных знаний и навыков по социологической теории и истории правовых учений для проведения анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода, разработки стратегии действий |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | компетентно использовать полученные знания и навыки по социологической теории и истории правовых учений для проведения анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода, разработки стратегии действий |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками компетентного использования полученных знаний по социологической теории и истории правовых учений для проведения анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода, разработки стратегии действий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и метод истории правовых учений | ||||||
1.1. | Предмет и метод истории правовых учений. | Лекции | 2 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Предмет и метод истории правовых учений. | Сам. работа | 2 | 14 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Правовые учения в Античности | ||||||
2.1. | Правовые учения в Античности | Лекции | 2 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Правовые учения в Античности | Практические | 2 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Правовые учения в Античности | Сам. работа | 2 | 14 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Правовая мысль в эпоху Возрождения | ||||||
3.1. | Правовая мысль в эпоху Возрождения | Лекции | 2 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Правовая мысль в эпоху Возрождения | Практические | 2 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Правовая мысль в эпоху Возрождения | Сам. работа | 2 | 14 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве | ||||||
4.1. | Правовые учения в российском раннефеодальном государстве | Сам. работа | 2 | 16 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве | ||||||
5.1. | Правовые учения в российском раннефеодальном государстве | Сам. работа | 2 | 16 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Правовые взгляды мыслителей Русского Зарубежья | ||||||
6.1. | Правовые взгляды мыслителей Русского Зарубежья | Сам. работа | 2 | 16 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы 1. Предмет истории правовых учений. 2. Понятие и структура правового учения. 3. Учение софистов и Сократа о праве и государстве. 4. Учение Платона о государстве и законах. 5. Правовое учение Аристотеля. 6. Правовые воззрения Цицерона. 7. Учение Августина Аврелия о двух градах. 8. Учение Фомы Аквинского о законах и государстве. 9. Правовые идеи в идеологии средневековых ересей. 10. Учение Марсилия Падуанского о законах и государстве. 11. Становление политико-правовой идеологии в Древнерусском государстве. 12. Правовые взгляды митрополита Иллариона. «Слово о Законе и Благодати». 13. Правовая концепция «Повести временных лет». 14. Правовые идеи Владимира Мономаха. 15. Правовые идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин). 16. Правовое учение Н. Макиавелли. 17. Социальные и политико-правовые идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы. 18. Учение о верховной власти в теории Филофея «Москва – третий Рим». 19. Правовая программа И. Пересветова. 20. Правовые взгляды Ивана Грозного и Андрея Курбского. 21. Правовые программы иосифлян и нестяжателей. 22. Прокопович и В.Н. Татищев о государстве и праве. 23. Особенности политико-правового учения И.Т. Посошкова. 24. Проблемы государства и права в произведениях М.М. Щербатова. 25. С.Е. Десницкий об этапах развития общества и государства. 26. Революционно-демократическое учение А.Н. Радищева. 27. Теории естественного права и договорного происхождения государства Г. Гроция. 28. Обоснование демократии в учении Б. Спинозы о государстве. 29. Политико-правовая концепция Дж. Локка. Проект конституционной монархии. 30. Т. Гоббс о праве и государстве. 31. Учения о государстве Ф. Прокоповича и В. Татищева. 32. Учения Ш. Монтескье и Вольтера о законах и государстве. 33. Правовое учение Ж.Ж. Руссо. 34. Правовые взгляды французских материалистов (Дидро, Гольбах, Гельвеций). 35. Идеология просвещенного абсолютизма. Екатерина Великая. 36. Основные правовые положения буржуазного либерализма в учении С. Десницкого. 37. Идеология феодальной аристократии. М.М. Щербатов о государстве. 38. Правовые взгляды Л.И. Петражицкого. 39. Правовые взгляды идеологов Белой русской эмиграции. 40. Правовые взгляды французских социалистов (Морелли, Мелье). Практические задания 1. Раскройте смысл трех основных правил государя изложенных в работе Н. Макиавелли «Государь»: «Первое правило государя: старайтесь лично присутствовать в новых владениях. Второе правило государя: Всегда принимайте меры по устранению потенциальных конкурентов. Третье правило государя: Будьте внимательны к будущим угрозам». Ответ:____________________________________________________ 2. «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия - … до тех пор государствам не избавится от зол…» (Платон, «Государство»). Как обосновал Платон идею о том, что править в государстве должны философы? В чем он видел преимущества такого правления? Ответ:____________________________________________________ 3. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли сдерживать друг друга» («О духе законов») В чем Ш. Монтескье видел опасность соединения законодательной и исполнительной, законодательной и судебной власти? Ответ:____________________________________________________ 4. «Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить «Это моё!» и нашел людей достаточно простодушными, чтобы тому поверить был подлинным основателем гражданского общества» («Об общественном договоре») Каковы, по мнению Ж.-Ж. Руссо, были причины формирования государства? Ответ:____________________________________________________ 5. И. Кант давал следующее определение государству «Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам» Что Кант понимал под формой государства? Какие факторы формируют ту или иную модель государства? Ответ:____________________________________________________ 6. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклониться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправиться» («Лунь юй») Проанализируйте высказывание Конфуция. Раскройте содержание его учения о ритуалах и добродетелях. Укажите прекрасные и отвратительные качества, выделяемые Конфуцием. Ответ:____________________________________________________ 7. «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства…» (Платон, «Государство»). Что, по мнению Платона, являлось причинами складывания государства? Какие человеческие потребности влияют на формирование государства? Ответ:____________________________________________________ |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пиголкин А.С. | Теория государства и права: учебник | М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Перевалов, В. Д. | Теория государства и права: учебник | Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246 |
Л2.2 | В. И. Власов, Г. Б. Власова, С. В. Денисенко, В. К. Цечоев | История политических и правовых учений: Учебник | Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/54B38AEB-8CFC-4238-9BCE-7636ECFE9C46 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в moodle "История правовых учений" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |